Принцип работы магнето

Зажигание от магнето. Устройство и принцип работы

Зажигание от магнето. Устройство и принцип работы - фото 1 - изображение 1

Видео: Что такое Магнето? Принцип работы системы зажигания? Как работает система зажигания?

Магнето — это магнитоэлектрическая машина, преобразующая механическую энергию в электрическую. В настоящее время иногда применяется в системах зажигания двигателей внутреннего сгорания.

Магнето объединяет в себе магнитоэлектрический генератор, прерыватель и катушку зажигания. Оно вырабатывает ток низкого напряжения и преобразует его в ток высокого напряжения. На тракторах применяют одноискровые и двухискровые магнето левого и правого вращения. У магнето правого вращения ротор, если смотреть со стороны привода, вращается по часовой стрелке.

Магнитная система магнето состоит из двухполюс­ного или четырех полюсного магнита 9, двух стоек 2 и сердечника 3 индукционной катушки. Стойки и сердечник изготовлены из пластин электротехнической стали.

Электрическую цепь составляют первичная 4 и вторичная 5 обмотки трансформатора, подвижной и неподвижный контакты прерывателя, закрепленные соответственно на изолированном рычажке 11 и стойке 10, соединенной с «массой». Параллельно контактам прерывателя подключен конденсатор 18.

Видео: Кратко о магнето - фотография 2 - изображение 2

Одноискровое магнето М-124Б: а — схема; 1 — жесткая полумуфта; 2 — стойка; 3— сердечник; 4— первичная обмотка; 5 — вторичная обмотка; 6 — свеча зажигания; 7 — провод высокого напряжения; 8 — вывод высокого напряжения; 9 — магнит; 10 — стойка непо­движного контакта; 11 — рычажок подвижного контакта; 12 — кулачок; 13 — эксцентрик; 14 — провода; 15 — кнопка выключателя; 16 — вал; 17 — клемма дистанционного выключателя зажигания; 18 — конденсатор; 19 — выключатель; б — наконечник свечи; 20 — наконечник; 21 — резистор подавления радиопомех; в — зависимость результирующего магнитного потока Фрез (Фрез-суммарный магнитный поток постоянного магнита и тока первичной обмотки) ЭДС Е1 н тока в первичной обмотке от угла поворота магнита при замкнутой первичной цепи

Контакты прерывателя размыкаются кулачком 12, установленным на конце вала магнита. На втором конце вала закреплена жесткая приводная полумуфта 1 (или центробежный автомат опережения зажигания). Один конец первичной обмотки соединен с сердечником («массой»), второй с рычажком подвижного контакта прерывателя. Концы вторичной обмотки подключены: один — к концу первичной обмотки, второй — к выводу 8 высокого напряжения. Далее ток высокого напряжения подводится по высоковольтному проводу 7 к свече непосредственно или через распределитель.

При вращении магнита его полюсные наконечники поочередно проходят мимо стоек, при этом магнитный поток замыкается через сердечник трансформатора. Когда магнит устанавливается парал­лельно стойкам (в нейтральном положении), магнитный поток замыкается через башмаки стоек. Таким образом, за один оборот двух­полюсного магнита в сердечнике трансформатора магнитный поток меняется дважды. Изменяющийся как по величине, так и по направ­лению магнитный поток пересекает витки первичной и вторичной обмоток. В первичной обмотке наводится переменный ток низкого напряжения (12…20 В), который течет по цепи: первичная обмотка — замкнутые контакты прерывателя — «масса» магнето — первичная обмотка. Во вторичной обмотке создается ЭДС порядка 1,0…1,5 кВ, которая не пробивает искровой промежуток свечи. При отклонении магнита от нейтрального положения в сторону вращения на 8…10° в первичной обмотке течет наибольший по величине ток, создающий максимальный магнитный поток вокруг катушки. В этот момент кулачок прерывателя должен размыкать контакты. Ток и магнитный поток первичной обмотки ис­чезают. Исчезающий магнитный поток пересекает вторичную обмотку и индуктирует в ней ток высокого напряжения (11…24 кВ), кото­рый подводится по проводу высокого напряжения 7 к свече 6, где пробивает искровой промежуток, воспламеняет смесь, а затем по «массе» и первичной обмотке возвращается во вторичную.

Одновременно со вторичной обмоткой исчезающий магнитный поток пересекает первичную обмотку, в которой наводит ЭДС само­индукции, достигающую 300 В. ЭДС самоиндукции, стремясь поддержать прежнее направление тока, заряжает конденсатор, который сразу разряжается через первичную обмотку в обратном направле­нии, создавая магнитный поток противоположного направления, что способствует более резкому пересечению вторичной обмотки магнит­ными силовыми линиями и повышению вторичного напряжения. При отсутствии или пробое конденсатора резкого пересечения витков вторичной обмотки не происходит, так как ЭДС самоиндукции под­держивает прежнее направление тока через конденсатор или зазор 0,25…0,35 мм между контактами прерывателя. Вторичное напряже­ние не достигает требуемого значения и искра в зазоре свечи 0,6… 0,7 мм исчезает или очень слабая (имеет недостаточную энергию).

Магнето.Бесконтактные системы зажигания - изображение 3 - изображение 3

Магнето: а — М-48Б1:1 — крышка; 2 — бегунок; 3 — электрод вывода; 4 — электрод бе­гунка; 5 — контакт; 6 — проводник; 7 — винт; 8 — электрод; 9 — вывод катуш­ки; 10 — электрод дополнительного разрядника; 11—корпус муфты опереже­ния зажигания; 12 — грузики; 13 — пружины; 14 — штифты; 15 — пластины; 16, 19 — ведущий_и ведомый фланцы; 17 — гайка; 18 — втулка; б — прерыватель магнето М-124Б1: 1 — винт; 2 — контакт неподвижный; 3 — рычажок подвижного контакта; 4 — стойка; 5 — пружина подвижного контак­та; 6 — эксцентрик; 7 — конденсатор; 8 — фильц для смазки; 9 — кулачок пре­рывателя; 10 — кнопка ручного выключателя зажигания

Магнето двух- и четырехцилиндровых двигателей имеет распре­делитель тока .высокого напряжения. Распределитель магнето М-48Б1 двухцилиндрового двигателя П-23 состоит из пласт­массового бегунка 2, закрепленного на роторе винтом 7, и крышки 1. Ток высокого напряжения снимается электродом 8 с вывода 9 ин­дукционной катушки и подводится соединительным стальным про­водником 6 через латунный подпружинный контакт 5 к электроду бегунка. С бегунка ток поочередно подается через зазор 0,5…0,8 мм к боковым клеммовым электродам 3, а от них по проводам высоко­го напряжения к электродам свеч.

Магнето М-48Б1, М-24Б и некоторые другие снабжены муфтой опережения зажигания, служащей для автоматического изменения угла опережения зажигания в зависимости от частоты вращения коленчатого вала.

Видео: Кратко о магнето

http://ustroistvo-avtomobilya.ru/wp-content/uploads/2012/01/Magneto_cut_001.mp4https://ustroistvo-avtomobilya.ru/wp-content/uploads/2012/01/Magneto_cut_001.mp4

Магнето.Бесконтактные системы зажигания

Основные принципы работы УТСЗ (универсальной транзисторной схемой зажигания) - изображение 4 - изображение 4

Система зажигания бензиновых двигателей для электрогенераторов, моделей ЕУ15-3, ЕУ20-3 и ЕУ28 (производства Subaru-Robin) основывается на необслуживаемом электронном бесконтактном магнето. В электронной схеме магнето прерывание тока производится силовым транзистором, подача максимального напряжения на контакты свечи зажигания — универсальной транзисторной схемой зажигания (УТСЗ).

Магнето - фотография 5 - изображение 5

Основные принципы работы УТСЗ (универсальной транзисторной схемой зажигания)

Свет от магнето – реально! Часть 1: Диагностика, ремонт и настройка магнето - фото 6 - изображение 6

Система электронного зажигания «Робине» состоит из катушки зажигания со встроенной транзисторной схемой УТСЗ и магнита на маховике.

(1) При вращении маховика магнит проходит через катушку зажигания и возбуждает в первичной обмотке катушки определенное напряжение. Образуемый в первичной обмотке ток силовым транзистором подается в схему.

(2) При вращении маховика до момента размыкания (впрыск топлива) цепь определения момента зажигания активизируется и включает тиристор, отсекающий ток силового транзистора. УТСЗ управляет отключением тока, наведенного в первичной обмотке, всегда при приближении пика его значения.

(3) Внезапная отсечка тока первичной катушки наводит во вторичной обмотке высокое напряжение, подаваемое на контакты свечи зажигания.

Ниже представлена принципиальная схема твердотельной системы зажигания для двигателя EY28.

Сооружение испытательного стенда - фотография 7 - изображение 7

Ниже приведена принципиальная схема электрического стартера для двигателей модели EY28.

Диагностика и настройка магнето - изображение 8 - изображение 8

Магнето

Внимание! Это важно! - фото 9 - изображение 9

Принцип действия и устройство

Магнето (рис. 186,а) представляет собой магнитоэлектрическую машину, состоящую из генератора переменного тока низкого напряже- ния, прерывателя и автотрансформатора тока высокого напряжения с распределителем.

Магнитную систему генератора, в которой создается неремен- ный магнитный поток, образуют вращающийся двухполосный постоян- ный магнит-ротор 8и боковые стойки с сердечником 5.Обмотка 3на сердечнике 5и прерыватель с конденсатором /, входящие в состав ге- нератора, предназначены для получения тока низкого напряжения и резкого изменения созданного им магнитного потока. Концы обмотки 3 (150—230 витков) соединены с массой: один непосредственно, а дру- гой через контакты прерывателя, которые периодически размыка- ет кулачок 10,закрепленный на валике ротора 8.Параллельно контак- там прерывателя включен конденсатор 1.

Трансформатор состоит из первичной, в качестве которой ис- пользуется обмотка 3генератора переменного тока, и вторичной 4об- моток. Вторичная обмотка из 11 13 тыс. витков намотана на первич- ную и одним концом соединена с ней и через нее с массой, а другим по проводу — с центральным электродом свечи зажигания 7.

При вращении Магнита-ротора 8 создается переменный магнитный поток, который проходит по стойкам и сердечнику 5и наводит в вит- ках первичной обмотки 3 э. д. е., в результате чего при замкнутых кон- тактах в ней появляется переменный ток. Так как магнитный поток пересекает также и витки вторичной обмотки 4трансформатора, то здесь индуктируется э. д. с. около 1500 В, которой недостаточно для искрового разряда между электродами свечи. Ток низкого напряжения первичйой цепи создает вокруг сердечника трансформатора значитель- ный магнитный поток. Когда ток в первичной обмотке достигает макси- мума, кулачок 10набегает на выступ рычажка прерывателя 2и раз- мыкает первичную цепь. Магнитный поток, пересекая с большой ско-

Рис. 186. Магнето:

« — схема: / — конденсатор;. 2 — прерыватель; 3— первичная обмотка; 4— вторичная обмотка;5 —сердечник; 6— искровой предохранительный промежуток; 7 — свеча зажигания; 8—магннт-ро- тор; 9 —выключатель зажигания; 10 —кулачок; б — устройство: / — муфта опережения; 2 —вал;3— стойка с полюсными башмаками; 4 —ротор с магнитом; 5— кулачок; 6 —бегунок; 7 —клемма вывода высокого напряжения; 8 —рычажок прерывателя; 9 —контакт рычажка; 10— крышка распределителя: // — клемма; 12 —токосъемник; 13— конденсатор; 14—крышка; 15 —сердечник:16— предохранитель; 17 —первичная обмотка; 18— вторичная обмотка; 19— корпус; 20 —стойка с контактом.

ростыо витки вторичной обмотки, индуктирует в ней э. д. с. высокого напряжения, и между электродами свечи зажигания 7 происходит раз- ряд, воспламеняющий рабочую смесь. Одновременно с возникновением э. д. с. вторичной обмотки в первичной образуется э. д. с. самоиндук- ции, достигающая 300 В. Эта э. д. с. заряжает конденсатор, благодаря чему уменьшается искрение между контактами, более быстро исчезают ток в первичной цепн и созданный им магнитный поток и повышает- ся э. д. с. во вторичной обмотке. Чтобы предохранить изоляцию вторич- ной обмотки от пробоя при возрастании напряжения вследствие нару- шения контактов во вторичной цепи, предусмотрен искровой проме- жуток 6.

Для выключения зажигания служит выключатель 9,замыкающий первичную обмотку на массу.

В зависимости от числа цилиндров двигателя, на которой устанав- ливается магнето, различают одно-, двухцилиндровые и т. д. магнето. Начиная с двухцилиндровых, магнето оснащены распределителем, ко- торый в определенной последовательности распределяет ток высокого напряжения по свечам цилиндров.

16*

Угол опережения зажигания магнето устанавливается постоянным или регулируется (вручную или автоматически). При разомкнутых кон- тактах прерывателя угол поворота ротора влияет на магнитный поток в сердечнике трансформатора и индуктируемую им э. д. с. в первичной обмотке. Каждую половину оборота магнитный поток трансформатора один раз уменьшается до нуля и изменяет свое направление. Скорость убывания магнитного потока достигает максимума при нейтральном положении ротора, когда магнитный поток замыкается через башмаки полюсных наконечников.

В первичной и вторичной обмотках индуктируются э. д. е., значения которых зависят от числа витков и скорости изменения магнитного по- тока. Наибольшего значения э. д. с. достигает при максимальной ско- рости изменения магнитного потока, когда магнит устанавливается в нейтральное (вертикальное) положение, соответствующее углам пово- рота 90 и 270°. Следовательно, за один оборот магнита в первичной и вторичной обмотках трансформатора два раза индуктируется э. д. с. разного направления.

Предположим, что контакты прерывателя все время находятся в замкнутом состоянии, тогда в первичной цепи протекает ток, создаю- щий вокруг витков первичной обмотки магнитный поток; складываясь с магнитным потоком ротора, он образует результирующий магнитный поток, индуктирующий в замкнутой первичной цепи э. д. е., максималь- ное значение которой соответствует нейтральному положению ротора. Магнитный поток первичной обмотки, изменяясь при вращении ротора, наводит э. д. с. самоиндукции, которая вызывает уменьшение тока, поэ- тому максимальное значение тока будет отставать от максимального значения индуктированной э. д. с. на некоторый угол а поворота ротора от его нейтрального положения.

Для получения максимального напряжения во вторичной цепи кон- такты прерывателя должны начать размыкаться, когда ток и созданный им магнитный поток первичной цени будут наибольшими, то есть при повороте ротора магнето на угол а от нейтрального (вертикального) положения, который называется абрисом. Значение абриса указывает- ся заводом-изготовителем и составляет 8—10°.

Для правильной сборки на магнето делают специальные метки, позволяющие так установить прерыватель тока, чтобы момент начала размыкания его контактов соответствовал абрису.

На пусковых двигателях тракторов применяются магнето роторного типа с вращающимся магнитом и неподвижными обмотками. Двухци- линдровое магнето правого вращения (на примере магнето М48-В1 пускового двигателя П-23М трактора Т-130) состоит из корпуса 19 (рис. 186, б),ротора 4с магнитом и кулачком 5, крышки 14,катушки (трансформатора) с первичной 17и вторичной 18обмотками, прерыва- теля с рычажком 8,стойкой 20с контактом, распределителя, конден- сатора 13и автомата (муфты) опережения зажигания. В корпусе 19 залиты полюсные башмаки со стойками 3 и прикреплена клемма 11 выключателя зажигания. Ротор 4состоит из вала 2и пакета ламелей, напрессованного на магнит. В конусной части вала закреплена муфта опережения зажигания. На крышке 14магнето размещены пластина прерывателя, конденсатор 13и предохранитель 16.Вал ротора уста- новлен в двух шариковых подшипниках, помещенных наружными обой- мами в корпусе 19и крышке 14.На сердечнике 15трансформатора, набранном из стальных пластин, помещены первичная 17и вторичная18обмотки. По торцам катушка защищена щеками, на которых укреп- лена соединительная пластина, а к ней припаяны конец первичной и на- чало вторичной обмоток. Вывод вторичной обмотки (через контактный штифт) соединен с центральной клеммой распределителя. Карболито- вым бегунком 6 и боковыми электродами распределителя ток высокого напряжения распределяется по свечам. Рычажок прерывателя 8 с кон- тактом 9,стойкой 20с неподвижным контактом и фильц для смазки кулачка 5 собраны на общей пластине. Муфта опережения зажигания действует автоматически в зависимости от частоты вращения ротора.

На пусковых двигателях ПД-10М тракторов ДТ-75, ДТ-75М, Т-74, Т-4А устанавливается одноцилиндровое магнето М24-А1. На тракторах

Т-40М с пусковым двигателем ПД-8 применяется магнето М-130, кото- рое отличается от магнето М24-А1 конструкцией отдельных деталей.

Техническое обслуживание магнето предполагает ежедневную его чистку от пыли и грязи, проверку надежности крепления на двигателе, осмотр состояния соединительной муфты. Периодически проверяют и при необходимости зачищают и регулируют контакты прерывателя. Зазор между полностью разомкнутыми контактами должен составлять 0,25—0,35 мм.

Глава 21

Свет от магнето – реально! Часть 1: Диагностика, ремонт и настройка магнето

Зажигание от магнето - изображение 10 - изображение 10

Более года я собирал информацию с разных источников на эту тему. Что только не слышал. И бред это, и вовсе не реально. Другие же отвечали тем же бредом (типа итак светит) – школота! Пока сам не наткнулся на одного человека в интернете, у которого руки поистине золотые. Переписывались мы с ним достаточно долго ввиду того, что опыта как у автоэлектрика у меня практически нет, и для того, чтобы информацию предоставить для вас, я должен был ей сам обладать на все 100%.

Электронное зажигание на бензопиле и бензокосе - изображение 11 - изображение 11

Итак, приступим. Для переделки магнето нужно будет настроить и оттестировать имеющуюся (об этом часть 1 статьи), затем ее немного модернизировать (об этом часть 2 статьи) и только потом приступить к электронике, позволяющей добыть свет от данного узла (об этом часть 3 статьи). Эта переделка не будет стоить вам практически ничего. Результат – будет лупить искра как в электрошокере! И плюс к этому – свет! Прежде чем ваять что-то из имеющегося у вас магнето, давайте попробуем понять принцип ее работы.

Основные элементы схемы зажигания бензопилы. - фото 12 - изображение 12

Схема зажигания от магнето: 1 – магнит; 2 – якорь; 3 – индукционная катушка; 4 – выключатель зажигания; 5 – свеча зажигания; 6 – конденсатор; 7 – прерыватель

Магнето устроено просто и состоит из источника электрического тока, представляющего собой небольшой магнитоэлектрический генератор, вырабатывающий ток низкого напряжения, который при помощи индукционной катушки трансформатора преобразуется в ток высокого напряжения. Магнитное силовое поле у магнето образуется постоянным магнитом. Устанавливаемые на мотоциклах магнето имеют вращающийся магнит и неподвижную индукционную катушку — трансформатор. При вращении магнита его полюса вращаются между стоек трансформатора, благодаря чему магнитные силовые линии, меняясь по силе и по направлению, проходят через стойки и сердечник индукционной катушки и то исчезают, то вновь появляются. За счет этого в первичной обмотке индуцируется ток низкого напряжения. В момент размыкания контактов прерывателя первичная цепь разрывается и во вторичной обмотке индуцируется ток высокого напряжения.

Сооружение испытательного стенда

Проверим имеющуюся магнето на работопригодность и как следует отрегулируем. Для обеспечения эффективности выполняемой работы для магнето нужно будет сконструировать привод. Будем делать настольный испытательный стенд. Для проведения данной операции нам потребуется:

  • Реверсивная дрель со специальным кронштейном для установки ее на поверхность стола (верстака)
  • Ключ- трубка или головка на 11мм (Одиннадцать!)
  • Отвертка крестовая
  • Отвертка плоская

Принцип работы магнето - фото 13 - изображение 13

Принцип работы магнето - изображение 14 - изображение 14

Прикрутите специальный кронштейн к поверхности стола. В него вставьте реверсивную дрель и закрепите ее. Если кронштейна не имеется, то понадобится помощник, чтоб пускать дрель в движение. И то этой помощи может не хватить. Так что лучше вооружитесь данным кронштейном. При помощи рычага направления вращения дрели установите ее вращение по часовой стрелке (если мы держим дрель за рукоятку, патрон должен вращаться по часовой). Выставьте на дрели минимальные обороты.

Принцип работы магнето - изображение 15 - изображение 15

Снимите магнето с корпуса двигателя вместе с бронепроводом и свечой. Снимите с магнето бабочку (лопасть, при помощи которой она приводится в движение двигателем). Для этого воспользуйтесь ключом на 11мм в виде трубки или воспользуйтесь головкой на 11. Открутите крепежную гайку бабочки магнето и, не потеряв шпонку, снимите бабочку. Далее магнето зажмите в патрон дрели за ее конический вал (откуда вы сняли только что бабочку). Под корпус магнето при необходимости нужно подложить брусок, чтобы предотвратить ее проворачивание относительно оси вращения. Уточните, что вращаться магнето будет в нужном направлении, если вы включите дрель (указатель направления хода движения высечен на корпусе магнето).

И помните! Не допускайте высоких оборотов и не относите бронепровод от корпуса магнето более чем на 10мм – это грозит выходу из строя высоковольтной обмотки катушки! И подолгу не крутите! Только кратковременно!

При включении дрели вал магнето начинает вращаться и приводить конструкцию в рабочее состояние. Прислоните свечу к корпусу магнето и посмотрите, насколько качественная искра образуется на электродах свечи. Если искра слабая, попробуйте отсоединить свечу, снимите с бронепровода наконечник. Зачистите конец бронепровода на 2мм. При включенной дрели смотрите, поднося к корпусу магнето, насколько эффективна искра. Пробуйте поменять обороты на более высокие (приближенные к оборотам двигателя мото). На моем магнето без усовершенствований искра прошивает 7-10 мм! Искра должна быть бело-голубой, без проскоков. Вырабатывается с характерным потрескивающим звуком. Если с этим у вас все в порядке, можете сразу переходить к Части 2 статьи.

Если вас не устраивает работа магнето (искра слабая, искра проскакивает, искра через раз, при повышении оборотов искра вообще пропадает), будем настраивать магнето.

Диагностика и настройка магнето

Для проведения данной процедуры вам потребуется:

  • Наждачная бумага (нулевка) и плоский надфиль
  • Солидол
  • Отвертка крестовая
  • Отвертка плоская
  • Электрический зажим типа «Крокодил» мини
  • При необходимости – новый бронепровод (авто, силикон) и новая свеча А17В
  • При необходимости — лак для ногтей, изолента
  • При необходимости — новый конденсатор 0,17-0,25мкФ

Итак, если вас не устроила работа магнето, детали, на которые следует обратить внимание: провода, свеча, конденсатор, контакты и катушка. Можете периодически извлекать магнето из стенда. Первое, с чего начните – это осмотр конструкции магнето. Снимите крышку. Нет ли случайно поврежденных проводов и их изоляции, излишней грязи или замасленности в корпусе, следов дробления металла устройства? Ровно ли прилегают контакты в процессе вращения друг к другу, и образуется ли между ними зазор равный 0,7-1,0мм? Можете воспользоваться подсветкой и лупой.

Свеча и бронепровод

Принцип работы магнето - фото 16 - изображение 16

Первое – колпачок бронепровода. Советую от таких (см. фото) вообще отказаться. Поставьте электрический зажим «крокодил» мини. Он отражен на фото в заголовке статьи.

Второе, с чего обычно начинают проверку магнето, это бронепровод: его крепление в посадочном гнезде магнето и цоколь под свечу. Простым способом проверить провод является зачистка с обоих концов любого автомобильного провода зажигания, подходящего по своей длине, примерно на 2 мм с каждого конца. Я использую силиконовый от неоновых ВВ трансформаторов (с неоновой рекламы). Вставьте такой провод вместо существующего, закрепите один его конец в гнезде магнето, второй поднесите к корпусу (массе) примерно на 5 мм. Если от второго зачищенного конца бронепровода или от крокодила высекается искра на массу с расстояния 5 мм – это удовлетворительно.

Если неполадка устранена, замените бронепровод на другой, рабочий. Еще раз проверьте запуск со свечой. Свечу на массу. Присоедините к ней бронепровод. Установите зазор свечи между электродами 0,4-0,6 мм. Запускайте стенд. Без перебоев должна быть искра сильная, светлая, голубого цвета от бокового электрода на центральный. Искра не должна бить на изолятор, вбок, высекаться «через раз». Если у вас все в порядке, переходите к Части 2. Если нет, то…

…проверяем свечу зажигания

Принцип работы магнето - изображение 17 - изображение 17

Неисправности зажигательных свечей проявляются в виде ослабления или полного исчезновения искрообразования.

Неисправности зажигательной свечи могут быть обнаружены при наружном осмотре:

  1. красновато-коричневый налет образуется обычно на юбках свечей, которые длительное время находятся в работе. Этот налет не следует путать с нагаром, он не мешает нормальной работе свечи, поэтому его очищать не следует;
  2. белый налет образуется на юбках слишком «горячих» свечей, работавших без уплотнительных прокладок под корпусом свечи, а также при неплотном их завертывании в головку, большом зазоре между электродами и работе двигателя на бедной горючей смеси и слишком позднем зажигании;
  3. сухой темный нагар (копоть) образуется при работе двигателя на переобогащенной горючей смеси, особенно на холостом ходу продолжительное время. Надо отрегулировать карбюратор, применить более «горячие» свечи, а перед длительной стоянкой с целью самоочищения свечей от нагара дать двигателю поработать 1—2 минуты на повышенных оборотах;
  4. масляный липкий нагар образуется при чрезмерной смазке, повышенном проценте масла в топливе (на двухтактных двигателях), изношенных поршневых кольцах (на четырехтактных двигателях), перебоях в системе зажигания, а также в результате неоднократных попыток запустить двигатель. При замасленных свечах сильно затрудняется пуск двигателя;
  5. отложение свинца на изоляторе свечи происходит при пользовании этилированным бензином. Отложение свинца прекращает искрообразования свечи;
  6. трещина в изоляторе свечи приводит к короткому замыканию в свече и полному прекращению искрообразования, она возникает в результате удара изолятора, а также перегрева свечи.

Исправность свечи проверяется на искру. Для этого надо свечу подсоединить к проводу высокого напряжения и положить ее корпусом на массу так, чтобы был надежный контакт. Запустить механизм вращения. Если искры не будет, то это при исправной системе зажигания указывает на неисправность свечи. Неисправную свечу необходимо заменить.

Конденсатор

Конденсатор предохраняет контакты прерывателя от быстрого обгорания, а также повышает напряжение во вторичной обмотке индукционной катушки. Конденсатор состоит из двух обкладок (полос алюминиевой фольги) и изоляции в виде двух полос тонкой парафинированной бумаги. Все это скатано в виде рулончика и помещено в цилиндрический металлический корпус. Одна обкладка соединена с корпусом конденсатора, другая — с его изолированным выводом. Таким образом, конденсатор прост по устройству, но зачастую малейшая его неисправность приносит много хлопот водителю.

Неисправности конденсатора:

  • повреждение изоляции обкладок;
  • обрыв соединений обкладок с корпусом или изолированным выводом;
  • утечка электрического тока.

Повреждение изоляции обкладок приводит к прекращению работы зажигания, а обрыв соединений обкладок с корпусом или выводом ведет к потере емкости. При неисправном конденсаторе возникает сильное искрение на контактах прерывателя. Искра между электродами зажигательной свечи ослабевает.

Утечка электрического тока приводит к ослаблению искры, двигатель работает с перебоями.

Если при работающей магнето на контактах наблюдается искра (а ее не должно быть), то замените конденсатор на другой, заведомо рабочий. Если тяжело его купить в магазине, воспользуйтесь обычным автомобильным. Емкость его должна быть в пределах 0,17-0,25мкФ. Ненужный крепеж автомобильного конденсатора

Принцип работы магнето - фото 18 - изображение 18

легко отламывается плоскогубцами. Иногда, приходится корпус конденсатора подровнять на наждаке. Не перегревайте его в данном процессе. Иногда мне приходилось даже ставить и второй конденсатор. Так контакты не подгорают, искры между ними нет.  Подключаю оба параллельно. Корпус автомобильного конденсатора крепил к корпусу магнето (это уже кто как сможет), а провод от конденсатора подсоединял на общую клемму, туда же, где подсоединен и основной конденсатор. Единственный минус этого – выступающий наружу конденсатор, который в процессе эксплуатации легко задеть, сломать. Пробуйте бронепроводом на массу. Выдает ток? Все хорошо? Переходите к части 2 статьи. Если нет, идем далее.

Контакты прерывателя

Неисправности прерывателя:

  • замаслены или пригорели контакты прерывателя;
  • отпаялась одна из вольфрамовых пластинок контактов;
  • отсутствует или нарушен установленный зазор между контактами;
  • повреждена или касается масса шинки, подводящая ток низкого напряжения к прерывателю;
  • неправильно установлен кулачок прерывателя или втулка (но об этом позже).

Пригоревшие контакты необходимо зачистить плоской абразивной пластинкой или плоским напильником с мелкой (бархатной) насечкой. Не рекомендуется зачищать контакты наждачной или стеклянной бумагой, так как от них не получается гладкой поверхности, а контакты с неровной поверхностью быстро изнашиваются

Принцип работы магнето - фото 19 - изображение 19

вследствие усиленного их подгорания. Отпаявшуюся вольфрамовую пластинку молоточка надо припаять, зазор между контактами проверить и отрегулировать, поврежденную шинку исправить или заменить.

Опытные владельцы старых ВАЗов знают, что первая причина отказа системы зажигания – контакты. С них всегда начинался осмотр. Потом уже все остальное. Так и в данном случае. Контакты должны плотно прилегать друг к другу, когда выступ эксцентрика их не толкает. Поверхности контактов не должны быть выпуклыми, подгоревшими. А когда эксцентрик их размыкает, максимальный зазор должен составлять 1-1,5 мм.

Подрегулировать этот зазор можно, слегка ослабив верхний винт их крепления вращением нижнего регулировочного винта. Не забудьте закрепить заново верхним. Снимите контакты, при этом не потеряв стопорное кольцо с вала, на котором они стоят. Зачистите контакты от налета. Если есть выемки на поверхности контактов – это следствие их подгорания в процессе работы. Обточить всю поверхность до исчезновения выемок. Если зачищать придется много, можно воспользоваться сначала боковой поверхностью наждака, затем «заполировать» поверхность более тонкими абразивами.

Лучше контакты, конечно, заменить на новые. Но я их в магазинах не встречал (для магнето). Зачищать контакты можно ровно столько, сколько еще существует на них вольфрамовая напайка. Пока ее не сточите – пользуйтесь. Установите контакты на место, зафиксируйте их на валу стопорным кольцом. Установите нужный зазор.

Бывает, на низких и средних оборотах магнето работает хорошо, а на высоких оборотах искра идет в разнос, выдает перебои. Тут верное средство – смотреть пружину контактов (металлическая узкая полоска, загнутая полумесяцем). Выправьте ее слегка в обратную сторону. Пружина в таких случаях не дает должного отпора на высоких оборотах и кулачки не всегда или вообще не успевают размыкаться. Вращайте на стенде магнето и подносите конец бронепровода массе. Как искра? Если все отлично, переходите к части 2 статьи. Если не помогло, идем далее. Осмотрите провода. Оголенные можно обмазать лаком для ногтей или заизолировать. Осмотрите пайки. Если требуется, подпаяйте.

Катушка (трансформатор)

Принцип работы магнето - фото 20 - изображение 20

Как правило, катушка не ремонтируется. И она, как правило, реже всего выходит из строя и нуждается в замене. Но все же катушка катушке рознь! Бывает, что от одной ток как молния, с другой нет.

И никогда не выкидывайте заведомо нерабочую катушку! С нее еще много чего можно сделать для вашего мотоцикла! Например, освещение! Но об этом — Часть 3.

В самом начале данной части статьи мы ознакомились с устройством катушки. Она имеет две обмотки: низковольтную (намотана первичной на сердечник и имеет около 400 витков) и высоковольтную (вторичная, намотана поверх первичной и имеет около 18000 витков). Основная беда такой катушки – образование КЗ (короткозамкнутых витков) в высоковольтной обмотке. Это и приводит катушку в негодность. Замените катушку. Или давайте будем усовершенствовать магнето, чтоб никогда больше не сталкиваться с проблемой данной катушки! ( Об этом часть 2).

Пока рассмотрим версию, что вы заменили катушку на другую. Зачистите медный контакт катушки нулевкой. Осмотрите провод и места пайки. Если требуется – подпаяйте. Собирайте магнето и опять на стенд! Установите все нужные зазоры, о которых мы говорили. Запускайте! Искра должна быть! Меняйте обороты вращения! Сейчас все должно быть отлично, но может быть еще один вариант…

… ротор (вращающийся магнит)

Осмотрите ротор магнето. Он не должен быть раскрошен, разбит в процессе эксплуатации. Еще говорят о том, что он может время от времени размагнититься. И о том, что его можно заново намагнитить. Но об этом я не знаю, если честно. Замените ротор, если так все плохо. Удалите осколки металла в корпусе магнето, осмотрите и смажьте подшипники. Люфт подшипников (тем более их нерабочесть) может приводить к разрушению механики магнето и, естественно, к выдаче недостаточного тока.

Внимание! Это важно!

Регулировка эксцентрика

Для настройки искрообразования (силы тока) магнето нужно вращать ослабленный эксцентрик (кулачок) относительно его вала и добиваться наибольшей мощности тока.

Стенд: дрель вращается, конец зачищенного бронепровода при этом подносим к корпусу магнето на расстояние 5мм. Если ток недостаточный или его вообще нет – сейчас приступим к настройке кулачка (он же эксцентрик). Останавливаем дрель. Кулачок крепится на валу одним винтом с шайбой в центре вала.

Ослабляем винт. Вставив отвертку в пазы кулачка, поворачиваем кулачок относительно его оси на валу примерно на 1мм по часовой стрелке. Закрепляем кулачок винтом. Включаем дрель. Смотрим на искру. Она должна быть на расстоянии 5-7 мм до корпуса. Выключаем дрель.

Данную процедуру нужно повторять до тех пор, пока вы не получите наилучший результат. На полную настройку эксцентрика у меня уходит от 20 мин до часа. Но это стоит того! При достижении наилучшего результата, на этом смонтированном стенде можно еще подрегулировать силу тока путем подстройки размера зазора контактов, подбора конденсатора. При условии, что контакты не сгорели, ровные и гладкие, а конденсатор и катушка рабочие, искра будет как молния!

Автор:   Алексей Перевалов

Группа ВКонтакте: http://vk.com/tmz_engine

Зажигание от магнето

Принцип работы магнето - фотография 21 - изображение 21

При батарейном зажигании ток низкого напряжения, получаемый от аккумуляторной батареи или генератора, преобразовывается в ток высокого напряжения при помощи индукционной катушки, а ток высокого напряжения распределяется по свечам цилиндров двигателя специальным распределителем. Ток низкого напряжения, получаемый от аккумуляторной батареи или генератора, используется не только для воспламенения смеси, но и для питания различных потребителей (освещение, сигнализация и др.).

В отличие от батарейного зажигания, при зажигании от магнето источник тока низкого напряжения, преобразователь тока и распределитель тока высокого напряжения объединены в одном агрегате. Следовательно, магнето представляет собой прибор, вырабатывающий ток низкого напряжения, преобразующий его в ток высокого напряжения и распределяющий ток высокого напряжения по свечам цилиндров двигателя.

При зажигании от магнето ток низкого напряжения имеет переменное направление и, будучи преобразованным в ток высокого напряжения, используется только для воспламенения смеси.

Зажигание от магнето в настоящее время применяется у пусковых двигателей дизельных тракторов, в двигателях передвижных электростанций и ряда других.

По конструктивному исполнению магнето бывают: с вращающимся якорем, с вращающимся магнитным коммутатором или с вращающимся магнитом. В настоящее время преобладающее распространение имеет магнето с вращающимся магнитом, принципиальная схема, рабочий процесс и конструкция которого рассматриваются далее.

Принципиальная схема магнето с вращающимся магнитом показана на рис. 8.8. Магнитом (ротором) является двухполюсный магнит, вращающийся вокруг своей продольной оси между полюсными башмаками 2 стоек сердечника 3. Железный сердечник с двумя стойками имеет П-образную форму и соединен с массой. На сердечнике намотаны две обмотки: первичная 4 и вторичная 5. Первичная обмотка 4 припаяна одним концом к сердечнику 3,а другим – к неподвижному контакту 6 механического прерывателя. Вторичная обмотка 5одним концом соединена с первичной, а другим – через центральный контакт и угольную щетку 7 с токоприемником вращающегося электрода. Последний закреплен на барабане (роторе) распределителя. Рычажок 8 подвижного контакта механического прерывателя соединен через пружину с массой. Кулачок 9 механического прерывателя закреплен при помощи винта на магните и вращается вместе с ним. Параллельно контактам механического прерывателя включен конденсатор 10. Барабан (ротор) распределителя вращается между двумя секторами 12 статора. В секторы статора запрессованы неподвижные электроды, к клеммам которых подключены провода от свечей 13. Магнит (ротор) 1 приводится во вращение от двигателя, а барабан распределителя – шестеренчатой передачей от ротора магнита. Выключение зажигания производится выключателем 14. При выключении первичная обмотка замыкается на массу, минуя прерыватель. Искровой промежуток 15 служит для предохранения изоляции вторичной обмотки от повреждения в тех случаях, когда напряжение значительно возрастает.

Принцип работы магнето - изображение 22 - изображение 22

Рис. 8.8. Зажигание от магнето

Рабочий процесс магнето заключается в следующем. При вращении ротора магнето между полюсными башмаками стоек сердечника через сердечник проходит магнитный поток, пересекающий витки обмоток. За один полный оборот ротора магнитный поток, непрерывно изменяясь, дважды достигает максимальной величины (0 и 180°) и дважды меняет направление.

При вращении ротора в первичной обмотке индуктируется ЭДС, величина которой непрерывно изменяется. Согласно закону электромагнитной индукции ЭДС пропорциональна скорости изменения магнитного потока.

За один оборот ротора ЭДС, индуктируемая в первичной обмотке, дважды достигает максимального значения (90 и 270°). Это происходит в моменты наибольшей скорости изменения магнитного потока, проходящего через сердечник. При положениях ротора, соответствующих 0 (360) и 180, когда скорость изменения магнитного потока равна нулю, ЭДС в первичной обмотке также равна нулю.

В периоды, когда первичная цепь замкнута механическим прерывателем, ЭДС, индуктируемая в первичной обмотке, создает ток. Но первичный ток достигает максимальной величины не в моменты, при которых ЭДС имеет максимальные значения (90 и 270°), а несколько позже. Отставание первичного тока от ЭДС объясняется явлением самоиндукции первичной обмотки.

В моменты, когда ток в первичной обмотке достигает максимального значения, механический прерыватель дважды за один оборот ротора размыкает первичную цепь, а во вторичной обмотке индуктируется ЭДС высокого напряжения.

Ток высокого напряжения поступает к распределителю, а затем по проводам высокого напряжения к свече и, пробивая искровой промежуток между ее электродами, воспламеняет рабочую смесь. Так как преобразование тока низкого напряжения в ток высокого напряжения в магнето подобно тому же процессу при батарейном зажигании, то максимальная величина вторичного напряжения может быть определена по уравнению:

Принцип работы магнето - фото 23 - изображение 23

.

Величина первичного тока (переменного) магнето равна:

Принцип работы магнето - изображение 24 - изображение 24

,

где R – активное сопротивление первичной обмотки;

2·π · f ·L1 – индуктивное сопротивление первичной обмотки;

f – частота индуктируемого тока;

L1 – индуктивность первичной обмотки;

п – число оборотов ротора магнето;

В – коэффициент пропорциональности.

В результате получим:

Принцип работы магнето - фото 25 - изображение 25

.

Из уравнения следует, что как и при батарейном зажигании, напряжение, создаваемое магнето, изменяется пропорционально величине первичного тока. Но если с увеличением числа оборотов при батарейном зажигании первичный ток и напряжение уменьшались, то при зажигании от магнето первичный ток, а следовательно, и напряжение увеличиваются. Напряжение, создаваемое магнето, зависит от величины первичного тока в момент размыкания контактов механического прерывателя. Максимальное значение вторичного напряжения достигается лишь в том случае, когда момент размыкания контактов выбран правильно и соответствует наибольшему значению тока, индуктируемого в первичной цепи.

Установлено, что наибольшего значения ток в первичной цепи достигает в тот момент, когда ротор поворачивается от своего центрального положения (90, 270°) на 8–10°. В этот момент и должно производиться размыкание контактов механического прерывателя.

Угол, на который поворачивается ротор магнето от центрального положения к моменту размыкания контактов механического прерывателя, называется абрисом магнето.

Сравнение батарейного зажигания и зажигания от магнето.

При батарейном зажигании максимальное напряжение, создаваемое во вторичной обмотке индукционной катушки, с увеличением числа оборотов двигателя уменьшается.

При зажигании от магнето напряжение, создаваемое вторичной обмоткой, с увеличением числа оборотов двигателя увеличивается.

Сопоставление вторичного напряжения в зависимости от числа оборотов позволяет сделать следующие выводы.

1. В период пуска и на малых оборотах батарейное зажигание обеспечивает более высокое напряжение, чем зажигание от магнето. Это облегчает пуск двигателей, снабженных батарейным зажиганием.

2. С увеличением оборотов магнето развивает достаточно высокое напряжение и обеспечивает надежный искровой разряд. Напряжение же, создаваемое батарейным зажиганием, значительно падает, что на больших оборотах может привести к перебоям зажигания.

Из приведенного сопоставления следует, что зажигание от магнето наиболее пригодно для двигателей, преобладающее время работающих с полной нагрузкой (тракторные). Батарейное зажигание наиболее пригодно для двигателей, преобладающее время работающих на малых и средних оборотах и нагрузках с частыми остановками и запусками (автомобильные).

Кроме того, следует учесть, что батарейное зажигание обеспечивает электроэнергией вспомогательные приборы; при зажигании же от магнето это невыполнимо.

Электронное зажигание на бензопиле и бензокосе

Принцип работы магнето - фото 26 - изображение 26

Поджиг топливовоздушной смеси в рабочей камере двигателя современной бензопилы осуществляется автономной системой, состоящей из источника высоковольтных импульсов и воздушного разрядника, роль которого выполняет свеча зажигания с имеющимися на ней электродами.

Система зажигания бензопилы.

Комплектный источник высоковольтных импульсов состоит из маховика двигателя, с размещёнными на нём разнополюсными магнитами, и электронного блока, выполняющего функцию преобразования электроэнергии и её коммутации. Исполнительным элементом системы зажигания является свеча зажигания с двумя электродами, располагающимися в рабочей камере двигателя.

Принцип работы магнето - фотография 27 - изображение 27

Как работает зажигание на бензопиле Игорь Александрович

Блок зажигания собран на электронных компонентах, которые заключены в один малогабаритный модуль, с контактным выводом на выключатель ‘стоп-двигатель’ и с высоковольтным выводом на свечу зажигания.

В схеме устройства электронного модуля используются:

  • катушка возбуждения, она же генераторная или зарядная;
  • катушка управления — сигнальная или импульсная катушка;
  • высоковольтный трансформатор, в котором разрядный импульс накопительного конденсатора на электродах свечи зажигания преобразуется в высоковольтный, осуществляющий поджиг подготовленной топливовоздушной смеси в рабочей камере двигателя бензопилы.

Принцип работы магнето - изображение 28 - изображение 28

Как работает зажигание на бензопиле Игорь Александрович

Магнитопровод модуля может иметь П-образную или Ш-образную формы. Катушка возбуждения и катушка управления располагаются отдельно друг от друга на одном магнитопроводе или же на одном его стержне рядом, или поверх друг друга.

В некоторых конструкциях вместо двух катушек управления и возбуждения используется одна, в которой совмещаются обе функции — заряд накопительного конденсатора и управление его разрядным импульсом, но во всех конструкциях всегда используется высоковольтный трансформатор, располагающийся отдельно или же на одном магнитопроводе с катушками.

Основные электронные компоненты схемы модульного зажигания монтированы на печатной плате, размещённой в едином корпусе модуля вместе с катушками и с высоковольтным трансформатором.

Принцип работы магнето - изображение 29 - изображение 29

Как работает зажигание на бензопиле Игорь Александрович

Маховик двигателя для подобных конструкций зажигания изготавливается специально из немагнитного сплава. На внешней поверхности маховика, рядом друг с другом, расположены два одинаковых магнита с разными полюсами.

Порядок следования магнитов, относительно магнитопровода модуля зажигания, во время вращения маховика — для всех изделий одинаков. В противном случае, производимые в разных местах однотипные электронные модули зажигания, не были бы совместимы и взаимозаменяемыми.

На маховике, с противоположной стороны от магнитов, имеется небольшой выступ, являющийся всего лишь балансиром для маховика и в работе зажигания не участвует вообще.

Порядок расположения разнополюсных магнитов на маховике бензотриммера идентичен расположению магнитов на маховике бензопилы.

Магнитный зазор между краями магнитопровода модуля зажигания и поверхностью с магнитами вращающегося маховика, устанавливается минимальным, но в то же время, эта же минимальная величина не должна препятствовать свободному вращению маховика относительно магнитопровода модуля.

Образующееся магнитное поле в зазоре между магнитами на маховике, в значительной степени сконцентрировано в промежутке между краями магнитов.

Принцип работы магнето - изображение 30 - изображение 30

Как работает зажигание на бензопиле Игорь Александрович

Во время вращения маховика силовые линии магнитного поля каждого из магнитов, пересекая П-образный магнитопровод, поочерёдно наводят в нём разнонаправленное движение магнитного поля, величина которого зависит от скорости перемещения магнитов вблизи магнитопровода, от величины воздушного зазора между магнитами и магнитопроводом модуля.

Таким образом, магнитное поле составного магнита, наводит в магнитопроводе магнитный поток, который меняется и по величине и по направлению. Направленный магнитный поток пронизывает контур катушек, расположенных на этом же магнитопроводе.

В контуре катушек индуктируется ток, направление которого зависит от направления действующего магнитного потока, а величина индуктируемого тока будет зависеть от скорости магнитного потока в магнитопроводе.

Каждый раз, когда силовые линии магнитного поля составного магнита пересекают магнитопровод, с расположенными на нём генераторной и импульсной катушками, меняется направление магнитного потока в этом магнитопроводе, а вместе с этим, меняется в катушках направление индуктированного тока.

Принцип работы магнето - фотография 31 - изображение 31

Как работает зажигание на бензопиле Игорь Александрович

Применяемая электрическая схема получения в электронном зажигании электрического тока, напоминает принцип действия генератора переменного тока, когда в катушках индуктируется ток, меняющийся и по величине, и по направлению.

Определяемая программа работы электронного зажигания сводится к тому, чтобы подать высокое напряжение на разрядные электроды свечи в момент требуемого зажигания для двигателя. Причём, схема ещё должна иметь возможность автоматического регулирования угла опережения зажигания в зависимости от оборотов двигателя.

Основные элементы схемы зажигания бензопилы.

Описываемая стандартная схема электронного зажигания состоит из:

Принцип работы магнето - изображение 32 - изображение 32

Как работает зажигание на бензопиле Игорь Александрович

1. Генераторной катушки. Она же катушка возбуждения или катушка питания. Содержит больше витков, чем катушка управления. Индуктивность катушки возбуждения, соответственно, больше индуктивности катушки управления.

Принцип работы магнето - фото 33 - изображение 33

Как работает зажигание на бензопиле Игорь Александрович

2. Импульсной катушки. Она же катушка управления, которая является источником управляющих импульсов для коммутации разряда накопительного конденсатора.

Принцип работы магнето - фотография 34 - изображение 34

Как работает зажигание на бензопиле Игорь Александрович

3. В роли управляемого элемента коммутации разрядом накопительного конденсатора используется управляемый электронный ключ на тиристоре.

Принцип работы магнето - фотография 35 - изображение 35

Как работает зажигание на бензопиле Игорь Александрович

4. Прямой зарядный диод. Однополупериодный выпрямитель для накопительного конденсатора, в то же время он препятствует утечке накопленной в конденсаторе энергии через обмотку катушки возбуждения на общий проводник.

Принцип работы магнето - изображение 36 - изображение 36

Как работает зажигание на бензопиле Игорь Александрович

5. Шунтирующий, он же реверсивный диод. Устраняет неконтролируемую тиристором коммутацию при появлении обратного  импульса самоиндукции в момент полного заряда накопительного конденсатора.

К моменту окончания заряда накопительного конденсатора ток в катушке возбуждения замедляется, и в некоторый момент времени останавливается. В контуре катушки возбуждения от действия магнитного потока наводится электрическое поле, которое образует магнитное, противодействующее ослабевающему магнитному потоку.

В этот момент времени в контуре катушки возбуждения индуктируется электродвижущая сила самоиндукции, которая будет иметь противоположную полярность относительно предыдущего момента. Магнитный поток сменит своё направление в сторону катушки возбуждения от катушки управления, в которой уже́ будет индуктироваться ток, но уже в том направлении, при котором возможно произвольное открытие тиристора.

При увеличенных оборотах маховика величина импульса самоиндукции окажется достаточной для внепериодного открытия тиристора, которое может происходить до требуемого момента зажигания. Выражается это ‘прострелом’ в глушитель или в карбюратор, рывками двигателя, так как за один период вращения маховика на электроде тиристора с катушки управления появляется ещё один неуправляемый импульс, способный открыть тиристор. Поэтому в схеме используется реверсивный диод, шунтирующий катушку возбуждения при появлении тока обратной самоиндукции.

Принцип работы магнето - изображение 37 - изображение 37

Как работает зажигание на бензопиле Игорь Александрович

6. Управляющий диод. Элемент, который управляет коммутацией разрядом накопительного конденсатора от прямого управляющего импульса с катушки управления и защищает управляющий электрод тиристора от обратного тока, появляющегося в катушке управления при смене полюсов магнитного поля составного магнита маховика.

Принцип работы магнето - изображение 38 - изображение 38

Как работает зажигание на бензопиле Игорь Александрович

7. Шунтирующее сопротивление. Защищает управляющий электрод тиристора, ограничивая напряжение управления тиристором, которое в импульсе может доходить до 30 — 40 вольт. При обратном управляющем импульсе резистор шунтирует управляющий электрод на корпус. Его наличие в схеме ещё и облегчает запуск двигателя, смещая момент зажигания в сторону с опаздыванием.

Принцип работы магнето - изображение 39 - изображение 39

Как работает зажигание на бензопиле Игорь Александрович

8. Высоковольтный, накопительный конденсатор, который соединяется с одним из выводов первичной катушки высоковольтного трансформатора.

Принцип работы магнето - фото 40 - изображение 40

Как работает зажигание на бензопиле Игорь Александрович

9. Схема зажигания не будет работоспособной без магнитов, размещённых на маховике двигателя. Порядок следования магнитов по ходу вращения маховика одинаков для всех типов изделия, в котором используется однотипная конструкция модуля зажигания. Магнит с северным полюсом следует за магнитом с южным полюсом. На маховиках бензотриммеров расположение магнитов идентичное.

Принцип работы магнето - изображение 41 - изображение 41

Как работает зажигание на бензопиле Игорь Александрович

10. Высоковольтный трансформатор, в котором разрядный импульс накопительного конденсатора преобразуется в высоковольтный, с разрядом на электродах свечи зажигания.

???? Смотреть видео «Как работает электронное зажигание на бензопиле».

Продолжение на следующей странице >>>

Как работает схема зажигания на бензопиле.

Под действием магнитного потока, образующегося в магнитопроводе, в генераторной катушке индуктируется ток, положительный импульс которого, проходя через зарядный диод, заряжает накопительный конденсатор.

Принцип работы магнето - фото 42 - изображение 42

Как работает зажигание на бензопиле Игорь Александрович

В момент требуемого зажигания, во время смены магнитных полей магнитов, уже в катушке управления индуктируется ток, положительный импульс которого, проходя через управляющий диод, отпирает тиристор, и накопительный конденсатор разряжается через первичную обмотку высоковольтного трансформатора.

Во вторичной обмотке этого трансформатора индуктируется высокое напряжение, которое подаётся на электроды свечи зажигания. Происходит разряд и последующий поджиг топливовоздушной смеси в рабочей камере двигателя.

Исключая условие, когда накопительный конденсатор полностью разряжен, в магнитопроводе нашего устройства магнитное поле находится в уравновешенном состоянии, так как нет ни магнитного, ни электрического воздействия с внешней стороны, и в контуре установленных на магнитопровод катушках не индуктируется ток. Вся система находится в полном покое.

Мы пытаемся запустить двигатель бензопилы и с определённым усилием и ускорением тянем за шнур стартера. В это самое время маховик двигателя с размещёнными на нём магнитами начинает вращаться, причём скорость вращения маховика будет зависеть от приложенной нами силы и ускорения, которое мы сообщаем стартеру через шнур.

Принцип работы магнето - фотография 43 - изображение 43

Как работает зажигание на бензопиле Игорь Александрович

Как только к правому сердечнику магнитопровода, который является сердечником катушки управления, подойдёт первый магнит с южным полюсом, силовые линии магнитного поля магнита будут взаимодействовать с магнитным полем магнитопровода, в котором в этот момент появится магнитный поток, направленный в сторону к этому магниту — против часовой стрелке, согласно схеме на рисунке.

Величина и скорость магнитного потока будет напрямую зависеть от скорости перемещения магнита и установленного магнитного зазора между поверхностью магнита и краем магнитопровода.

В период действия магнитного потока в контуре катушек управления и возбуждения с чередующимся возрастанием будет индуктироваться ток, направление которого будет зависеть только от направления действующего магнитного потока в магнитопроводе. Величина индуктированного тока в катушке управления будет немного меньше, чем в катушке возбуждения.

Принцип работы магнето - фотография 44 - изображение 44

Как работает зажигание на бензопиле Игорь Александрович

Маховик продолжает вращаться, перемещая магниты вблизи магнитопровода. Магнитный поток в магнитопроводе достигает определённой величины, а вместе с ним увеличивается и индуктируемый ток в катушках.

Выводы катушек подключены к схеме таким образом, чтобы индуктированные токи в обеих катушках всегда протекали в одну сторону, в зависимости от направления магнитного потока.

Когда в катушке управления ток направлен от точки Б к точке В, к месту общего соединения выводов катушки, тиристор находится в закрытом состоянии. На аноде управляющего диода присутствует отрицательный потенциал от катушки управления.

Принцип работы магнето - изображение 45 - изображение 45

Как работает зажигание на бензопиле Игорь Александрович

В катушке возбуждения ток направлен от общей точки В к точке А, и через прямой диод происходит заряд накопительного конденсатора. С вывода катушки возбуждения на конденсатор поступает положительный потенциал, величиной от ста  до двухсот вольт.

Наступает момент, когда магнит с южным полюсом приближается в левому сердечнику магнитопровода, а силовые линии магнитного поля, образованного в зазоре между магнитами маховика, подходят к правой стороне. В этот момент в магнитопроводе резко сменит своё направление магнитный поток, величина которого так же резко возрастёт.

Принцип работы магнето - фото 46 - изображение 46

Как работает зажигание на бензопиле Игорь Александрович

Так как под левым сердечником П-образного магнитопровода располагается магнит с южным полюсом, то магнитный поток будет направлен в сторону на него. Под правым сердечником П-образного магнитопровода в это время будет располагаться магнит с северным полюсом, где магнитный поток будет направлен от него.

В результате чего, индуктируемый в катушках ток так же поменяет своё направление и на аноде управляющего диода появится положительный потенциал от управляющей катушки. Тиристор откроется и накопительный конденсатор разрядится на общий провод через первичную катушку высоковольтного конденсатора.

В точке А, на выводе катушки возбуждения, в это время присутствует отрицательный потенциал и заряд высоковольтного конденсатора не происходит.

Принцип работы магнето - фотография 47 - изображение 47

Как работает зажигание на бензопиле Игорь Александрович

Маховик продолжает вращение, магниты относительно магнитопровода перемещаются.

Как только силовые линии магнитного поля составного магнита пересекут левый сердечник магнитопровода, магнитный поток резко сменит своё направление и его величина будет опять же максимальной, но уже противоположной по значению.

В катушке возбуждения будет индуктироваться ток, а положительный потенциал появиться в точке А и заряд высоковольтного конденсатора повториться вновь. На выводе Б будет будет отрицательный потенциал от катушки управления. Тиристор будет закрыт.

Принцип работы магнето - изображение 48 - изображение 48

Как работает зажигание на бензопиле Игорь Александрович

Таким образом, за один оборот маховика накопительный конденсатор заряжается два раза, в периоде между которыми происходит всего один его разряд, который коммутируется тиристором.

При следующем повороте маховика весь цикл повторится заново, а после остановки двигателя накопительный конденсатор всегда останется немного заряженным.

Автоматическая регулировка угла опережения зажигания на бензопиле.

На исправном электронном зажигании двигатель бензопилы прекрасно запускается и устойчиво работает на больших оборотах, не теряя своей мощности, так как в этой схеме обеспечивается автоматическая регулировка угла опережения зажигания.

Принцип работы магнето - фото 49 - изображение 49

Как работает зажигание на бензопиле Игорь Александрович

На катушках модуля в процессе работы двигателя появляются импульсы, немного схожие по форме с синусквадратичными, то есть напоминают форму колокола.

На конце обмотки управляющей катушки размах импульса  в начале вращения маховика невелик. При запуске мы стартером раскручиваем маховик, размах импульса в это время увеличивается, и в какой-то момент его величина окажется достаточной для открытия тиристора. В этот момент происходит высоковольтный разряд на электродах свечи и поджиг топливной смеси. Двигатель запускается.

Принцип работы магнето - изображение 50 - изображение 50

Как работает зажигание на бензопиле Игорь Александрович

С увеличением частоты вращения маховика управляющий импульс увеличивается, но уровень, при котором открывается тиристор, останется неизменным. Управляющий сигнал для открытия тиристора будет располагаться уже в зоне переднего фронта, а не на вершине импульса. Момент открытия тиристора при увеличении оборотов двигателя смещается от вершины импульса к его началу по переднему фронту, соответственно чему меняется на несколько градусов и сам момент зажигания.

Принцип работы магнето - изображение 51 - изображение 51

Как работает зажигание на бензопиле Игорь Александрович

Что бы при запуске двигателя момент открытия тиристора находился близ вершины импульса, в схеме используется шунтирующее сопротивление, которое обеспечивает лёгкий запуск двигателя с некоторым запаздыванием. Разряд на свече образуется при более низких оборотах маховика. Тиристор срабатывает на уровне вблизи вершины импульса.

Таким образом, обеспечивается корректировка угла от 5-8 градусов в момент запуска и к 15-22 градусам при максимальных оборотах двигателя.

???? Смотреть видео «Как работает электронное зажигание на бензопиле».

Начало на предыдущей странице >>>  

 

У меня на пиле УОЗ на столько в +, что поначалу пускатель из рук вырывало, а теперь он вообще разрушился. Хотя если пила запускалась, то работала без нареканий … Читать ещё

У меня на пиле УОЗ на столько в +, что поначалу пускатель из рук вырывало, а теперь он вообще разрушился. Хотя если пила запускалась, то работала без нареканий и мощность нормально выдавала. Угол между ВМТ и моментом когда магниты напротив сердечника около 30 градусов(точно не мерил, но всяко больше 20) что для 10000-15000 оборотов вполне нормально. В разных инструкциях(найденных в тарнете) написано, что зажигание(не УОЗ а какое-то зажигание) регулируется зазором между магнитами и сердечником. Вот и вопрос в этих инструкциях речь идёт об угле опрережения или о силе искры. Если учесть вашу статью, то вроде как вполне логично увеличение зазора уменьшает магнитный поток и вроде тиристор должен откраваться позже. А с увеличением оборотов скорость изменения магнитного потока увеличивается тем самым увеличивается ЭДС в катушки и тиристор открывается раньше. Или это всё голое таеоретизирование и для изменения УОЗ надо заняться напилингом маховика?

Антон

Никогда не предполагал, что попадётся мне статья с полным и понятным описанием работы зажигания. Мало что понимал, но теперь ясно как при белом дне. спасибо Вам, Игорь Александрович.

Василий

Источники:

Понравилась статья? Расскажите друзьям:
Оцените статью, для нас это очень важно:
Проголосовавших: 1 чел.
Средний рейтинг: 5 из 5.

Оставить комментарий:

Отправить

Полезные сервисы:

Опрос: Насколько Вам помогла информация на нашем сайте? (Кол-во голосов: 193)
Сразу все понял
Не до конца понял
Пришлось перечитывать несколько раз
Вообще не понял
Как я сюда попал?
Чтобы проголосовать, кликните на нужный вариант ответа. Результаты