Принцип работы рефрижератора

Хранители холода. Конструкции рефрижераторов

Хранители холода. Конструкции рефрижераторов - фото 1 - изображение 1

Грузовые перевозки скоропортящихся продуктов — довольно прибыльный бизнес. Начинающих предпринимателей чаще всего привлекают расценки на доставку «скоропорта», которые на порядок выше, чем на другие виды грузов. Но и ответственности при перевозке продуктов питания гораздо больше, чем при работе с промышленными грузами. Поэтому, прежде чем покупать «реф», необходимо внимательно изучить теоретическую часть.

Рефрижераторные установки (холодильно-отопительные установки — ХОУ) - изображение 2 - изображение 2

Знакомые нам бытовые домашние холодильники ломаются очень редко и часто отличаются разве что названием и размером камеры хранения. Но автомобильные рефрижераторы устроены более замысловато и могут существенно разниться по конструкции и принципу действия.

Если быть точным, то рефрижератор — это не сам холодильник, а специальный фургон (реже контейнер), оборудованный холодильной установкой. Диапазон регулирования температур автомобильных рефрижераторов от +5 до -30° Цельсия.

Типология

В целом, автомобильные холодильные установки можно разделить на четыре типа — с прямым приводом от двигателя автомобиля, с приводом от автономного двигателя, с электродвигателем и аккумуляторами холода (эвтектикой). Отдельный вид перевозок скоропортящихся грузов, который также нельзя обойти стороной, — работа с изотермическими кузовами без холодильных установок.

Рефрижераторы с приводом от двигателя автомобиля чаще всего устанавливаются на грузовики без прицепа с небольшим внутренним объемом фургона. Привод может быть как от самого двигателя, так и от генератора, который питает электродвигатель холодильной установки.

Оборудование рефрижераторов - изображение 3 - изображение 3

Бюджетный способ превратить «каблучок» в рефрижератор. На крыше Peugeot Partner смонтирована итальянская малогабаритная холодильная установка Zanotti

Рефрижераторный контейнер на борту судна - взгляд снаружи и изнутри. - фотография 4 - изображение 4

Среднетоннажные рефрижераторные фургоны один из самых востребованных классов техники для внутригородской дистрибуции «скоропорта»

Тягачи с изотермическими полуприцепами чаще всего комплектуют холодильными установками с собственным дизельным или бензиновым двигателями. Такая конструкция позволяет поддерживать заданную температуру в фургонах большого объема. Кроме этого, такая холодильная камера может долгое время работать автономно, без «поддержки» тягача.

Стена

На сегодняшний день существует огромное количество вариантов изготовления бескаркасных стенок, потолка и пола изотермических фургонов. Кузова такого типа собирают из так называемых «сэндвич-панелей». Они различаются количеством слоев. Каждый крупный производитель, стремясь привлечь клиента, пытается привнести в конструкцию собственные ноу-хау. Но общая суть от этого не меняется — рефрижераторная надстройка собирается из листов высокопрочного пластика, в промежуток между которыми заливают теплоизоляционную пену (пенополиуретан или экструдированный пенополистирол). Эти материалы не теряют своих свойств в течение большого количества лет. Но не стоит путать экструдированный пенополистирол (ППС) с отечественным пенопластом (ПСБ), который также иногда называют пенополистиролом.

Если не брать в расчет «специальные лаки», «технологии соединения склеиванием без заклепок» и другие фирменные «навороты», то качество изотермы зависит в первую очередь от количества слоев и толщины стенок.

Правила эксплуатации рефрижераторов и основные принципы долголетия полуприцепов - фото 5 - изображение 5

Начинка блока управления современной автомобильной холодильной установки напоминает внутренности компьютера. По сути это и есть компьютер

Основные правила эксплуатации - изображение 6 - изображение 6

Регистратор температурных режимов. Устройство, по смыслу напоминающее тахограф, только для транспортного холодильника. На снимке блок CargoPrint от ThermoKing

Деньги и ветер, или особенности работы рефрижераторов - фото 7 - изображение 7

Качество уплотнителей, запоров, дверей и дверных петель — важная составляющая любой рефрижераторной надстройки

Не менее важный элемент конструкции — напольное покрытие кузова. Основные теплопотери рефрижератора приходятся на неправильно оборудованный пол фургона. Желательно, чтобы рефрижератор имел алюминиевое «дно». Такое покрытие значительно повышает стоимость конструкции, зато имеет неоспоримые преимущества в сравнении с фанерным или резиновым напольным покрытием.

В алюминии практически не образуются микротрещины, а значит, в напольном покрытии не будут скапливаться частицы перевозимых продуктов. Такой пол проще чистить, поэтому в фургонах с алюминиевым покрытием отсутствуют неприятные запахи гниения.

Полезный холодРабота со скоропортящимися грузами — интересный и прибыльный вид автомобильных перевозок. Но и степень ответственности здесь высокая, «скоропорт» не прощает ошибок. Поэтому в конструкции рефрижераторов не бывает мелочей.

Как это работает?

Принцип работы автомобильных холодильных установок достаточно прост и основан на процессе поглощения или выделения тепла. В замкнутой системе под давлением циркулирует хладагент (фреон). При помощи компрессора газообразный фреон с низким давлением (около 2 атм.) сжимается до 15-18 атм. и через внутренний клапан направляется в конденсатор. Под давлением температура хладагента увеличивается. В конденсаторе фреон отдает тепло во внешнюю среду и конденсируется, то есть превращается в жидкость. Далее жидкий фреон попадает в ресивер-влагоотделитель, который является резервуаром для жидкого хладагента. После него фреон попадает в терморегулирующий вентиль, где за счет резкого снижения давления происходит кипение и испарение жидкости при температуре порядка -35° Цельсия. Процесс испарения жидкого хладагента в испарителе сопровождается поглощением тепла, которое отбирается от проходящего через испаритель воздушного потока. Воздух, находящийся в фургоне, продувается через испаритель и охлаждается. Влага, содержащаяся в воздухе, конденсируется на испарителе, либо сливается по дренажным трубкам во внешнюю среду.

Далее газообразный хладагент опять попадает в компрессор, где снова сжимается и нагревается. С этого момент цикл повторяется.

Принцип работы рефрижераторного осушителя сжатого воздуха - изображение 8 - изображение 8

Алексей Пивоваров, руководитель отдела продаж компании «РефТранс»В связи с ужесточением европейских норм F-GAZ по выбросам фреонов в атмосферу, в ближайшие годы планируется запрет фреонов R404 и R134 и переход на природный газ или аммиачные смеси,что непосредственно приведет к технологическим изменениям и совершенствованию всех существующих на сегодняшний день холодильно-отопительных агрегатов. Мировые производители холодильного оборудования не первый год работают в этом направлении и готовы к изменениям европейских норм. Рефрижераторные установки станут менее шумными также из-за ужесточения правил по городским развозкам в ночное время. Разрешенный уровень шума в ночное время не более 65 Db. Будущее за агрегатами без ременных передач — полностью электронных. Это агрегаты Vector. Изменятся системы контроля за перевозками — появятся более современные комплексы, способные управлять температурой перевозки на любом расстоянии, оснащенные функциями искусственного интеллекта, освобождающие водителя от необходимости взаимодействовать с агрегатом, что позволит безусловно повысить безопасность на дорогах.

Рефрижераторные установки (холодильно-отопительные установки — ХОУ)

Принцип работы рефрижератора - фото 9 - изображение 9

Принцип работы рефрижератора - изображение 10 - изображение 10

История авторефрижераторных установок началась ещё в далёком 1938 году в городе Миннеаполис. Некто Джо Нумеро, занимавшийся производством звукозаписывающий аппаратуры для кинематографа, играл со своим другом в гольф и тот пожаловался на свои проблемы при перевозке мяса цыплят, в то время для охлаждения перевозимого груза использовали лед и соль. Джо Нумеро заинтересовался проблемой и с помощью своего главного инженера, разработал и внедрил авторефрижераторную установку, она предназначалась для 24 футового полуприцепа. Силовой установкой был 4-тактный бензиновый двигатель. Сама установка располагалась под днищем полуприцепа и лишь позже переехала на привычное теперь нам место на передней стенке полуприцепа.

На сегодняшний день рефрижераторные установки представляют собой очень дорогие изделия, сопоставимые по стоимости с полуприцепами на которые их устанавливают. Что не удивительно, учитывая их электронную и механическую начинку. Ведущие производители постоянно ведут борьбу с лишним весом и внедряют всё более совершенные технологии.

Установки различаются по типам перевозимых грузов, охлаждённые или замороженные. При перевозке охлажденных грузов требования более лояльные, так как допустимая температура перевозки находится в интервале 0 — +12 °С, а при перевозке замороженных грузов температура должна постоянно поддерживаться до — 25 °С и устанавливаются особые требования надежности, что не удивительно, если при перевозке охлажденных грузов установка выйдет из строя, то напитки придут к заказчику тёплыми, а вот если сломается рефрижератор перевозящий замороженное мясо, то весь груз придётся выкинуть на помойку. Поэтому требования к состоянию рефрижераторных установок и качество термоизоляции изотермического кузова стандартизировано и предписано проверять с определённым интервалом на станции технического обслуживания.

Европейская классификация ATP включает в себя три класса авторефрижераторов:

  • Класс А — температура внутри фургона может варьироваться от 0 до +12 °С, при средней температуре наружного воздуха +30 °С.
  • Класс В — температура варьируется между -10 °С и +12 °С.
  • Класс С самый распространенный, диапазон поддерживаемых температур от +12 °С до -20 °С и ниже.

По принципу действия, рефрижераторные установки разделяются на системы аккумуляционного и машинного охлаждения.

Система аккумуляционного охлаждения состоит из эвтектических пластин, которые заполняются жидким раствором и замораживаются на стоянке при помощи внешнего источника питания. Основное применение этой системы, при выполнении внутригородских перевозок.

Машинное охлаждение основано на поглощении тепла при переходе вещества из жидкого состояния в газообразное и наоборот (как правило, используется хладон R-404A). Тепло поглощается внутри кузова и выделяется во внешнюю среду. Переход вещества происходит по замкнутому циклу состоящего из, компрессора, конденсатора, ресивера и блока испарителя. Также рефрижераторная установка может работать и на тепло, используя тот же замкнутый цикл.

Следует помнить, что рефрижераторная установка, в отличие от обычной морозильной камеры, может только поддерживать заданную температуру, а не как не замораживать перевозимый груз.

Главная характеристика авторефрижератора, это его хладопроизводительность (компенсация притока тепла внутрь изотермического фургона), чем она больше, тем лучше. В технической документации на рефрижераторную установку приводится два значения хладопроизводительности, при температуре 0 °С и -20 °С.

На полуприцепах и прицепах применяются установки с вертикальным расположением агрегатов, внизу двигатель и компрессор, наверху испаритель и конденсатор.

Лидирующие позиции в производстве и обслуживание таких агрегатов занимают две компании: Thermo King и Carrier Transicold.

Принцип работы рефрижератора - фото 11 - изображение 11

Принцип работы рефрижератора - фото 12 - изображение 12

Например модель Carrier Maxima 1300 предназначена для полуприцепов длиной до 13,6 метров и кубатурой не более 90 м³. Если в комплектации предусмотрен трёхфазный электромотор, то на стоянке установка может работать от сети 380 Вольт. В установке Carrier Vector отличительной особенностью является отсутствие поликлиновых ремней, все основные потребители, питаются от генератора, и снабжены электрическим приводом — это повышает надёжность установки и увеличивает межсервисный пробег.

Компания Thermo King во всех своих установках использует механический привод компрессора с использованием центробежной муфты. Компания Thermo King уже много лет принципиально использует в своих рефрижераторных установках ременный привод компрессора и вентиляторов, в сравнение с электрическим вентилятором это приводит к более стабильному воздухообмену. Новое поколение установок Thermo King SLX отличается большей функциональностью и минимальным воздействием на окружающую среду. Её двигатель может работать на биотопливе и соответствует экологическому классу Евро 4. В сравнение с предыдущими моделями понизился расход топлива, и выросла производительность. Если время снижения температуры в 90 кубовом полуприцепе с +20 °С до -20 °С у установки Thermo King SL400 составляет 323 минуты, то у SLX оно всего 214 минут.

Принцип работы рефрижератора - изображение 13 - изображение 13

Также надо заметить, что на  полуприцепах рефрижераторах в качестве опции возможна установка регистратора температур, который может пригодиться на выгрузке груза при споре с заказчикам, так как регистратор может выдавать информацию о температуре внутри изотермического кузова, в течении всего рейса.

Полуприцеп, предназначенный для перевозки скоропортящегося груза, должен быть промаркирован обозначением FRC. Для нового полуприцепа срок действия FRC составляет 6 лет, впоследствии продлевается каждые три года.

Пример. FRC 2012 — полуприцеп произведён в 2006 году, следующая аттестация в 2012 году.

В заключение приведу несколько примеров, которые, надеюсь, помогут при перевозке скоропортящихся грузов.

  • Настоятельно рекомендуется использование поддонов. При правильном использовании поддонов, обеспечивается свободная циркуляция воздуха внутри кузова, что позволяет избегать переохлаждения груза у испарителя и появления мест с повышенной температурой в другом конце кузова.
  • Проводите загрузку рефрижератора при выключенной установке, если Вы этого не сделаете, то охлажденный воздух выдуется из кузова.
  • Рефрижераторная установка не должна оставаться в выключенном состоянии более месяца. Не допускайте длительных перерывов в работе холодильного агрегата. Это необходимо для смазки резиновых уплотнителей и трущихся частей компрессора. Дело в том, что при бездействии системы сальники компрессора, уплотнительные прокладки и кольца не омываются маслом, теряют эластичность и возникает утечка хладагента.
  • Не пытайтесь сами починить вышедшую из строя рефрижераторную установку, обращайтесь в специализированные сервисные центы.

Счастливого пути.

Сергей Илиенко, руководитель отдела продаж АО «Группа Грассманн и Ломтев»

Источники

рисунок 1: techportal.hussmann.com рисунок 2: www.thermoking.com рисунок 3: www.carriertransicoldeurope.com рисунок 4: www.sivtrans.ru

Оборудование рефрижераторов

Принцип работы рефрижератора - изображение 14 - изображение 14

Автомобили и автопоезда-реф­рижераторы (Рис.6.7) оборудованы специальными изотермическими кузо­вами.

Принцип работы рефрижератора - изображение 15 - изображение 15

Рис.6.7.Автопоезд-рефрижератор

К рефрижераторам относятся изотермические фургоны с системами ма­шинного или безмашинного охлаждения. Они позволяет понижать темпера­туру внутри грузового помещения и поддерживать ее на этом необходимом уровне.

Рефрижераторы подразделяются на классы А, В и С. В рефрижераторах класса А поддерживается температура в диапазоне от +12 до 0°С, класса В -от +12 до - 10°С, класса С - от + 12 до - 20°С при температуре наружного воздуха + 30°С.

Температура внутреннего грузового помещения отапливаемых фургонов до +12°С при температуре наружного воздуха - 10°С для рефрижераторов класса А и - 20°С для рефрижераторов класса В.

Рефрижераторы и отапливаемые фургоны используются для дальних пе­ревозок (до 1000 км) скоропортящихся продуктов.

Термоизоляция кузова обеспечивается применением термо­изоляционных материалов, обладающих малой теплопроводностью и гигроскопичностью, отсутствием запаха, долговечностью, огне­стойкостью, пожаробезопасностью и т.д.

На отечественных фур­гонах наибольшее применение получил пенопласт, который не­гигроскопичен, достаточно прочен, хорошо приклеивается к ме­таллу и остается стабильным по своим свойствам до температуры +60 °С.

Внутреннее охлаждение кузовов-рефрижераторов осуществля­ется с помощью либо временных, либо постоянных источников холода.

Применяемые в рефрижераторах временные источники холода представляют собой устройства, использующие переход опреде­ленного вещества (сухой лед, специальные растворы солей, сжи­женные газы) из твердого и жидкого состояния в газообразное с поглощением теплоты из окружающей среды и тем самым охлаж­дающие ее.

Постоянные источники холода поддерживают необходимую температуру внутри кузова рефрижератора без периодического питания извне. Они представляют собой компрессорные холодиль­ные установки, работа которых основана на испарении сжатых компрессором хладагентов (фреонов). Привод холодильной уста­новки осуществляется либо от двигателя автомобиля, либо от спе­циального автономного двигателя. Холодильная установка в реф­рижераторах размещается на передней стенке кузова. Холодильно-силовая часть установки размещается вне кузова, а испаритель с вентилятором устанавливаются внутри кузова. При таком разме­щении частей холодильной установки обеспечивается полное ис­пользование внутреннего пространства кузова и лучший обдув воздухом элементов холодильной установки (компрессора, кон­денсатора) в процессе движения рефрижератора.

Компрессорная холодильная установка может быть использо­вана также для обогрева кузова рефрижератора, что бывает необ­ходимо для перевозки грузов при положительных температурах или для постепенного размораживания грузов после их перевозки в замороженном виде.

При безмашинном способе охлаждения грузовых помещений рефрижера­торов используется твердая углекислота (сухой лед), замороженные эвтекти­ческие растворы, сжиженные газы (жидкая углекислота, азот).

Сублимация сухого льда (переход из твердого состояния в газообразное) позволяет достигать низких температур кузова. Высокая плотность (1500 кг/м3) сухого льда позволяет создавать компактные охлаждаемые установки. Сухой лед помещается в бункера, расположенные под потолком грузового помещения. Бункер загружается через специальный люк без нарушения гер­метичности камеры.

Эвтектические растворы (хлористый натрий, хлористый кальций, водный раствор этиленгликоля и др.) помещаются в емкости (зероторы) и заморажи­ваются в стационарных холодильных установках или другим способом. При оттаивании эвтектических растворов за счет поглощения ими теплоты темпе­ратура в кузове может поддерживаться от - 2 до - 9°С в течение 12... 15 ч.

Использования зероторов и бункеров не позволяет регулировать темпе­ратуру. Более совершенной системой охлаждения является использование жидкой углекислоты. Необходимая температура поддерживается при управ­лении вентилем регулировки подачи углекислоты в грузовое помещение. Не­достатком такого охлаждения является специфическое воздействие углеки­слоты на многие продукты. Относительная стоимость углекислоты довольно высока. В последнее время в качестве хладагента в рефрижераторах все шире применяется жидкий азот.

Азотная система охлаждения (рис.6.8) работает следующим образом. В кузове ус­танавливается датчик температуры, передающий сигнал на реле, настроенное на определенную температуру. По команде реле температуры открывается или закрывается электромагнитный вентиль подачи азота в камеру. Жидкий азот из сосуда под давлением поступает в распределительный коллектор. В результате теплообмена со средой в грузовом помещении происходит испаре­ние азота. После охлаждения среды до заданной температуры реле темпера­туры дает сигнал на закрытие вентиля. Система охлаждения блокируется с работой дверей, при открытых дверях система отключается. Это вызвано тре­бованиями безопасности, а также уменьшения расхода азота.

Принцип работы рефрижератора - фотография 16 - изображение 16

Рис. 6.8. Принципиальная схема системы охлаждения азотом: 1 — наружный кожух сосуда с азотом; 2 — сосуд с жидким азотом; 3 -вентиль; 4 — регулятор давления; 5испаритель азота для поддержания постоянного избыточного давления в сосуде; б — вентиль газосброса; 7 - вен­тиль заправки; 8 - регулятор температуры; 9 — вентиль подачи жидкого азота; 10 — распылительный коллектор; 11 - датчик температуры; 12 - пре­дохранительные клапаны;

13 - манометр; 14 - указатель уровня жидкого азота.

Внутри сосуда поддерживается избыточное давление около 100 кПа. При увеличении давления в нем парообразный азот выходит через предохрани­тельный клапан. Избыток азота в кузове также выходит через специальный выпускной клапан, обычно размещаемый в двери. С помощью азотного охла­ждения можно обеспечивать очень низкие температуры в грузовом отсеке, однако обычно они поддерживаются в диапазоне от положительных до -20...-З0°С. Время выхода на режим (температуру - 20°С) для больших реф­рижераторов составляет 10... 15 мин (при машинном способе охлаждения 5...6 ч).

При машинном способе охлаждения рефрижераторы снабжаются ком­прессорными холодильными установками. Привод компрессора осуществля­ется от двигателя внутреннего сгорания. Это обеспечивает полную автоном­ность работы рефрижератора, как во время движения, так и на стоянках.

В современных рефрижераторах холодильные установки обычно разме­щают вне фургона - на передней стенке, что обеспечивает полное использо­вание площади и вместимости фургона, а также улучшение обдува компрес­сора во время движения.

Изотермические фургоны, фургоны-рефрижераторы и обогреваемые фур­гоны оборудованы термоизоляцией, которая находится между наружной и внутренней облицовками. Кузов фургона выполняется с каркасом или в бес­каркасном исполнении.

Фургоны с каркасами применяются на рефрижераторах, предназначен­ных для перевозки грузов, подвешиваемых к крюкам на крыше (например, мясных туш). Клепаные каркасы современных фургонов изготавливают из алюминиевого или стального профиля. Элементы крепления внутренних и внешних панелей к каркасу расположены со стороны каркаса и закрываются внешней или внутренней обшивкой. В такой конструкции устраняются «теп­ловые мостики» - места соединения металлического каркаса с облицовкой.

Термоизоляция осуществляется несколькими способами: напылением изоляционного слоя снаружи или изнутри кузова до установки наружной или внутренней облицовок; заполнением полости между обшивками пенообразующим раствором, который при последующем вспенивании расширяется и заполняет все пустоты. Нанесение вспененной композиции до закрепления одной из обшивок позволяет исключить появление пустот в теплоизоляции.

Бескаркасные фургоны обычно изготавливают с использованием термо­изоляционных плит толщиной до 90 мм. В ка­честве теплоизолирующего материала часто используется пенополиуретан. В изоляционных панелях для повышения жесткости помещаются различные вставки из стекловолокна, фанеры и т. п., соединенные между собой специ­альными клеями.

Кузова фургонов оборудуются навесными задними двустворчатыми и боковыми навесными или сдвижными дверями. Двери изготовляются из алю­миниевых сплавов, коррозионно-стойких сталей или композитных материа­лов. Уплотнение дверей обеспечивается двумя прокладками: внешней, контактирующей с атмосферой, и внутренней - теплоизолирующей.

Холодный воздух подается вентилятором от испарителя в верхнюю часть кузова, вдоль двери и пола к вентилятору и обеспечивает равномерное охлаж­дение кузова.

Авторефрижератор представляет собой автомобиль-фургон (прицеп, полуприцеп) с изотермическим кузовом и холодильной установкой.

Большинство холодильных установок авторефрижераторов осуществляют охлаждение и обогрев и называются холодильно-обогревательными установками. Холодильные установки обеспечивают поддержание температурного режима от -25°С до +12 °С в изотермических кузовах автомобилей-фургонов, прицепов и полуприцепов объемом от 2 до 120 м2.

Холодильная установка автомобилей малой и средней грузоподъемности обычно имеет два компрессора: компрессор с приводом от двигателя автомобиля (непосредственно через клиноременную передачу или от автомобильного генератора), который называют дорожным, и стояночный компрессор с приводом от электродвигателя и питанием от внешней электросети. В автомобилях средней и большой грузоподъемности устанавливается один компрессор с приводом от автономного двигателя, обычно дизеля. Для привода компрессора и охлаждения груза на стоянках авторефрижераторы могут дополнительно комплектоваться резервным электродвигателем (напряжение 220, 380 В, мощность 3... 11 кВт) с питанием от внешней электросети.

Холодильные установки имеют два варианта управления: электромеханический и микропроцессорный.

Рефрижераторный контейнер на борту судна - взгляд снаружи и изнутри.

Принцип работы рефрижератора - фото 17 - изображение 17

Принцип работы рефрижератора - фотография 18 - изображение 18

engineering_ru

2014-01-09 19:03:00

Начав трудиться на буржуинских пароходах, я с удивлением узнал, что на контейнеровозах на электромеханика навешано обслуживание рефконтейнеров целиком, то есть и их холодильной установки в том числе. Так что поневоле пришлось вникать. Могу поделиться тем, что узнал.

Знатокам, кто в курсе дела, может показаться что я заостряю внимание на всякой ерунде. Тогда извиняюсь. Заодно извиняюсь за возможные ошибки и неточности, все-таки я самоучка.

Все начинается с момента погрузки. Наш пароход имеет 500 розеток для подключения рефконтейнеров, и вот они на борту, подключены к судовой электросети и начали трудиться. Фазировку проверять не нужно, контроллер контейнера сам все сделает:

Принцип работы рефрижератора - фото 19 - изображение 19

Там стоит баллон со фреоном, но к данному топику это не относится =) А о борьбе с риферами рассказано вот тут: http://igorkh.livejournal.com/6278.html

В мире имеется лишь несколько фирм, которые выпускают львиную долю подобного оборудования. Вот типичный представитель племени рефконтейнеров:

Принцип работы рефрижератора - фото 20 - изображение 20

На борту написано имя владельца, а сам контейнер и его холодильная установка изготовлена фирмой Carrier Transicold, весьма известной на этом поприще. С него и начнем, тем более что он самый многочисленный.

Когда слышишь "рефрижераторный контейнер", то представляешь себе большой холодильник, где сложены груды замороженного до окаменения мяса, покрытого инеем. Однако в таком контейнере можно перевозить все что угодно, возможности у него огромные. Можно поддерживать температуру -30 до +30 градусов с точностью до 0.2С, при этом можно обеспечить заданную влажность и/или состав атмосферы. Такая возможность особенно востребована при перевозке фруктов: задается, к примеру, температура +2 градуса, влажность 65% , содержимое кислорода 4% и углекислого газа 6%. Фрукт не подмораживается и не гниет - кислорода нет, углекислоты много. Есть контейнеры для глубокой заморозки с температурой до -60С, есть для перевозки опасных грузов - у них дублируется полностью вся установка. Есть контейнеры арктического исполнения, есть еще много чего, но не будем умничать и назовем его просто рефка или рифер.

Вид на контейнер с гостеприимно распахнутыми дверями. Лично мне видеть пустой рифер не доводилось, так что это я позаимствовал из сети. Места много. Полезный объем этого ящика почти 70 кубических метров, и туда можно запихать  30 тонн полезного груза:

Принцип работы рефрижератора - фото 21 - изображение 21

Ну а самое интересное, конечно, это холодильная установка. Сначала беглый обзор:

Принцип работы рефрижератора - фото 22 - изображение 22

Сверху видим два лючка, за которыми прячутся вентиляторы испарителя - это они забирают нагретый воздух с верхней части объема, гонят его через испаритель и уже охлажденный посылают опять вниз. В одном из них видно устройство для регулирования доступа свежего воздуха. Обычно там все закрыто, но некоторые грузы требуют струи свежего воздуха. На погрузку контейнер попадает уже с заданными параметрами, экипаж в этом не участвуетЮ надо только убедиться что все параметры заданы согласно грузовой декларации.

Принцип работы рефрижератора - изображение 23 - изображение 23

В итоге, судя по рекламной картинке, должно получиться вот так:

Принцип работы рефрижератора - фото 24 - изображение 24

Скорее всего, так оно и есть =))

Под лючками вентиляторов  виден еще один с надписью Carrier. Оттуда имеется доступ к электрическим нагревателям, еще ниже находится большой круглый вентилятор, охлаждающий конденсатор, и справа от него панель с электрическими и электронными элементами. Внизу хранится кабель, посередине стоит компрессор, в правой части имеется ресивер, где собирается жидкий фреон, а перед ним фильтр-осушитель в виде маленького бочонка. Вот эта часть крупным планом:

Принцип работы рефрижератора - фото 25 - изображение 25

Принцип работы рефрижератора - фото 26 - изображение 26

Хотя фильтр тут как раз и не виден.

Принцип работы холодильной установки рефконтейнера точно такой же, как у всех холодильных машин. Имеется, правда, особенности, о которых поговорим позднее.

Фреон после компрессора (а значит на этой стадии он у нас пока что в газообразном виде, горячий и сжатый до 9-15 бар) попадает в конденсатор, где охлаждается и конденсируется. Все конденсаторы имеют воздушное охлаждение, но можно встретить много контейнеров, которые  имеют возможность подключить их к источнику воды. Вентилятор при этом не работает. Тогда вся система и вовсе становится похожей на обычную.

Вот пожалуйста, ресивер и он же холодильник:

Принцип работы рефрижератора - изображение 27 - изображение 27

На судах такой способ я не встречал ни разу. Хотя, если контейнеры стоят под палубой и их там штук 50, то в трюме стоит страшная жара и рефустановке, конечно, приходится туго. Там бы такой способ пришелся впору, но тащить в трюм огромное количество трубопроводов... не знаю. Обычно в таких трюмах имеется мощная вентиляция, и этого достаточно. Хотя все равно жарко ...  

Из конденсатора газ/наполовину жидкость попадает в ресивер, где окончательно превращается в жидкость, и вот тут мы можем посмотреть уровень фреона в специальном окошке - первое дело при диагностике проблем. Конденсатор расположен над компрессором, воздух через него протягивается вентилятором:

Принцип работы рефрижератора - изображение 28 - изображение 28

Вентилятор конденсатора включается/выключается в зависимости от давления, а если температура наружного воздуха выше 28 градусов, то работает постоянно.

Из решетки вентилятора вылетает нагретый воздух, и это причина того что в трюмах, приспособленных для перевозки рефконтейнеров, такая высокая температура. А если мы еще и плывем в тропиках .. и если с рифером проблема и надо лезть в трюм... бр-р-р-р.

Ресивер с фильтром

Принцип работы рефрижератора - фотография 29 - изображение 29

Это я на ощупь проверяю, не забился ли фильтр. Если он холодный - значит фреон начинает испаряться уже в этой точке и до испарителя не доходит, фильтр пора менять.

Испаритель, вид через лючок вентилятора:

Принцип работы рефрижератора - изображение 30 - изображение 30

Заодно видна часть электродвигателя вентилятора. А вот вентилятор испарителя целиком:

Принцип работы рефрижератора - фото 31 - изображение 31

Вентиляторы 2-скоростные, электродвигатели у них однофазные с рабочим конденсатором... та еще головная боль... хорошо хоть меняются легко.

Испаритель снизу, вид через центральный лючок.   Виден ТРВ и нагревательные элементы:

Принцип работы рефрижератора - фотография 32 - изображение 32

Наконец  фреон поступает в испаритель, пройдя по пути через так называемый ТРВ (терморегулирующий вентиль, если по-русски). Задача ТРВ пропустить фреон через малюсенькое отверстие, в результате чего он расширяется, превращается опять в газ и при этом охлаждается сам и охлаждает все вокруг. Другая задача ТРВ более деликатная: надо пропустить через себя ровно столько фреона, чтобы по пути через испаритель он весь успел превратиться в газ. В идеале температура на выходе испарителя должна быть чуть выше, чем на входе. Например, сразу после ТРВ температура -30, а после испарителя -25. Это нормально, значит, весь фреон испарился полностью, и в то же время его вполне достаточно. Хуже, если после испарителя -10, к примеру... или его настолько много что он не успевает испариться и пролетает в жидком виде в компрессор... Но это уже из разряда неисправностей, а их мы тут не обсуждаем.

Через холодный испаритель вентиляторы прогоняют воздух, который засасывают из контейнера. При этом он охлаждается и затем поступает назад в контейнер, а фреон в газообразном виде опять поступает в компрессор. Испаритель постепенно обмерзает, его холодопроизводительность падает, а посему его периодически надо оттаивать. Паузу между оттайками можно установить вручную на 3,6,12,24 часа или поставить в АВТО и не заморачиваться. Также ее (оттайку) в любой момент можно включить вручную. Вода, получившаяся при этом, стекает наружу через дренажную трубу с водяным затвором.      

Управляет всем этим микропроцессорный контроллер

Принцип работы рефрижератора - фото 33 - изображение 33

Это невзрачная черная пластмассовая коробка, стоит на ребре и к нам он обращен меньшей стороной. Опознать его можно по желтой наклейке, а так его в общем-то и не видно почти. В контроллер встроен даталоггер,  записывающий все события в течение 365 суток. Включение/отключение питания, температуры, алармы - все можно при необходимости извлечь и использовать в суде... Такая возможность, к слову, имеется у всех контейнеров.

Режим работы рефа зависит от заданной температуры. Если она меньше чем -5С, то контроллер держит температуру воздуха, получающуюся на выходе из контейнера. При этом температура нагнетаемого воздуха, конечно, ниже. Например, при популярной уставке -18С температура нагнетаемого воздуха бывает -26С. Компрессор при этом работает в режиме старт-стоп: включается, когда температура повысилась на 1 градус (т.е. в предыдущем примере она стала равной -17С), и выключается когда она стала равной заданной и еще минус 0.2С (то есть -18.2С). При этом он должен работать не менее 3 минут. Вентиляторы испарителя при минусовой уставке работают на малой скорости. А вот если задана температура выше чем -5 (например другая популярная температура перевозки, это просто ноль градусов), то компрессор работает непрерывно, лишь меняя свою производительность. Вентиляторы работают на высокой скорости, температура нагнетаемого воздухадержится с точностью +/- 0.2градуса. Ну а что получится на выходе, то и получится, это зависит от степени охлажденности груза.

Не знаю почему выбран такой алгоритм, но он именно такой у контейнеров любого типа и любого изготовителя. Разница только в температуре "порога", при которой изменяется режим работы.

Рядом мы видим блок синего цвета с мигающими светодиодами - это RMM (Remore Monitoring Modem), передающий информацию для системы дистанционного контроля. Сигнал передается по силовому кабелю, как когда-то делали компьютерные модемы, которые мы втыкали в телефонные розетки.   Где-то в судовом офисе стоит компьютер, который представляет информацию вот в таком виде:

Принцип работы рефрижератора - фотография 34 - изображение 34

Щелчком мыши можно вызвать "на ковер" любой контейнер, опознанный системой, и посмотреть его состояние. Штука очень полезная. Например, вот такой график заставляет задуматься и пойти разбираться, что там приключилось:

Принцип работы рефрижератора - фото 35 - изображение 35

К сожалению, далеко не все контейнеры снабжены модемами. А если они есть, то не все работают. А если есть и работают, то не все распознаются. А если ...и так далее. В результате везем, например, 430 рефок, а мониторится из них меньше сотни. Так что основной контроль все равно визуальный. Экипаж обязан два раза в сутки проверить состояние каждого, а кроме того, взгляните сюда:

Принцип работы рефрижератора - фотография 36 - изображение 36

Это тоже модем, и он тоже собирает информацию. Но нам он ее не дает, а сразу посылает по спутниковой связи куда-то далеко. Вон моргает лампочка GPS, а значит в том самом далеке знают не только температуру контейнера, но и его координаты. Конечно, самостоятельно связаться со спутником такой модем не может, кишка тонка. Снаружи имеется GSM-антенна, вот она, с семиконечным логотипом известной контейнеровозной фирмы Maersk

Принцип работы рефрижератора - фотография 37 - изображение 37

на палубе должны быть ретрансляторы, а в надстройке специальная аппаратура, которая все собирает, сортирует и уже через судовую спутниковую связь отсылает интересующимся. У нас такой аппаратуры нет, и это даже хорошо. Не хватало еще, чтобы нашему капитану среди ночи звонили из Копенгагена и спрашивали - а почему это у вас там температура повысилась??

Но продолжаем знакомство. Как уже было сказано, заданная температура может быть самая разная, и не обязательно отрицательная. Однако его холодильная установка, естественно, рассчитана на самый жесткий режим работы,. А как быть, если задана температура +18С? Тогда мощность установки становится избыточной. А значит, должна быть возможность изменять производительность в широком диапазоне. Для этого существует много способов, самым популярным до сих является принудительное изменение количества фреона на стороне всасывания. Позднее появились и другие методы, но во многих рефах до сих пор применяется только этот. А вот технические решения у всех разные.

Фирма Carrier ставит на линии всасывания SMV - Suction Modulation Valve. Вот он, этот клапан,

Принцип работы рефрижератора - изображение 38 - изображение 38

В самых первых контейнерах, которые попали мне в руки =)) поршень клапана перемещался катушкой, через которую протекал регулируемый ток, а сейчас он управляется шаговым электродвигателем. Когда-то для ШЭ применялся отдельный контроллер, прикрепляемый рядом на стенку, именно так тут и устроено, видите коробочку внизу? А теперь он управляется непосредственно центральным процессором. При минусовых температурах он полностью открыт, а при плюсовых за его положением следит контроллер.

Фирма Carrier постоянно что-то меняет и улучшает, появляются новые модели. Одна из последних, а может и самая последняя, называется PrimeLine. Там применен компрессор нового типа, называется Scroll Type, видимо винтовой а не поршневой. Он устанавливается вертикально, очень легкий и легко меняется:

Принцип работы рефрижератора - изображение 39 - изображение 39

}На этих рефах появился дополнительный теплообменник, где сжатый фреон перед попаданием в ТРВ предварительно охлаждается холодным фреоном, поступающим из испарителя - это должно увеличить холодопроизводительность. Кроме SMV, появился еще DUV - digital unloader valve, который при частичных нагрузках может перепускать часть фреона со стороны нагнетания на сторону всасывания. Это еще один способ регулирования производительности. Появились наконец трехфазные электродвигатели вентиляторов. А еще фирма Carrier внедрила электронный ТРВ. Вот он, правда не вживую а на рисунке:

Принцип работы рефрижератора - фото 40 - изображение 40

Это мне присылали инструкцию по аварийному управлению EEV - Electronic Expansion Valve... к сожалению, оказалось что для этого  нужен специальный кольцевой магнит, которого в нашем комплекте ЗИПа не нашлось.

В заключение о панели управления и возможностях предоставления информации. Дисплей у этих рефок состоит всего из двух окошек. В обычном режиме в левом окне видна заданная температура, а в правом текущая на данный момент. Примерно так:

Принцип работы рефрижератора - изображение 41 - изображение 41

Кстати, вот здесь имеем интересный момент. Как видим, задана температура +14, текущее значение +16, компрессор при этом не работает (крайняя левая лампочка не горит). Однако контроллер полагает что все в порядке, ибо горит сигнал IN RANGE, то есть температура в заданном диапазоне. А мы только что читали, что объявленная точность поддержания температуры аж плюс-минус 0.2 градуса! Обманули? Нет. Это включен режим QUEST.

Принцип работы рефрижератора - фото 42 - изображение 42

Фирма Carrier внедрила его с целью уменьшить вредные выбросы в атмосферу, а теперь его подхватили все остальные изготовители и слово QUEST можно встретить в настройках любого контейнера, кроме, пожалуй, японских. А раз цель была уменьшить выбросы, то выстраиваем цепочку: выброс - сжигание топлива - работа дизель-генератора ... значит компрессор обязан работать реже. А значит и  точность неминуемо пострадает.. Подробного описания этого режима у меня нет, видимо фирма стесняется сказать клиентам, что при КВЕСТЕ температура будет плавать... И действительно, из наблюдений вытекает, что в этом режиме температура может меняться от -3 до +1 относительно заданной.

Возвращаемся к дисплею. В принципе, параметров, которые можно посмотреть, довольно много. У первых контейнеров их было штук 25, а сейчас больше 60-ти. Вот, например, код 13 показывает давление нагнетания:

Принцип работы рефрижератора - фото 43 - изображение 43

Неудобно то, что можно вывести только один параметр, и смотреть на него можно только 30 секунд, потом дисплей возвращается к обычному состоянию. При диагностике и настройке это очень раздражает.

Но хватит о Carrier, пойдем к контейнерам другого известного производителя по имени ThermoKing... температурный, понимаешь ли, король.

Принцип работы рефрижератора - фотография 44 - изображение 44

Здесь сразу бросается в глаза, что контейнер оборудован системой управления подачей свежего воздуха. Забор происходит через решетку над ящиком с контроллером, положение заслонки регулируется автоматически.

Принцип работы, конечно же,  в точности такой же, отличия лишь в оборудовании. Компрессоры и вентиляторы у них свои собственные, с Carrier не сочетаются. Тем более что электродвигатели вентиляторов тут трехфазные. Конденсатор выполнен в виде кольца, вот он:

Принцип работы рефрижератора - фото 45 - изображение 45

Применяется фреон типа R404A вместо R134 на Carrier, то есть система работает при совсем других давлениях. Электроника тоже другая. Заглянем внутрь электрического ящика:

Принцип работы рефрижератора - изображение 46 - изображение 46

Белая коробка, висящая на открывающейся дверце - это контроллер. К нему пристыкован спутниковый модем, а на заднем плане видна релейная плата. Она служит интерфейсом между контроллером и исполнительными механизмами. Вот она поближе

Принцип работы рефрижератора - фото 47 - изображение 47

Тут кто-то порезвился, повыдергивал разъемы для какой-то надобности да так и бросил. Однако все  работает, так что поправлять не будем.

А вот тут у нас совсем древний представитель семейства "королей температуры", выпущенный в свет аж в 1995 году:

Принцип работы рефрижератора - фото 48 - изображение 48

Шумит, гремит, температуру держит плохо...

У рефов этого типа очень оригинальный регулятор производительности :

Принцип работы рефрижератора - изображение 49 - изображение 49

Голубой цилиндр, выступающий над табличкой с надписью caution, в инструкции называется KVQ и тут же расшифровывается как Evaporator Pressure Regulator. Где здесь  создатели инструкции увидели букву К?

Принцип  в точности такой же, как у всех контейнеров - изменение количества фреона, поступающего в компрессор. А вот техническое решение совершенно отличное от других. В нашем голубом цилиндре прячется поршень, резервуар с некой жидкостью и нагревательный элемент. Когда нужно, контроллер подает электрические импульсы на нагреватель, резервуар расширяется и вынуждает поршень опускаться вниз, перекрывая проходное сечение. Вот так оно выглядит в инструкции:

Принцип работы рефрижератора - изображение 50 - изображение 50

Вроде все логично и должно работать... но это теория, а в действительности все совсем не так, как на самом деле. Клапана SMV у нашего предыдущего героя крайне редко доставляют проблемы, а у этих рефок мне неоднократно приходилось сдергивать разъем на релейной плате, тем самым отключая нагреватель и заставляя KVQ открыться полностью. Впрочем, это не всегда помогало, хотя сдвиги в лучшую сторону были. А еще у этих контейнеров почему-то часто отказывают ТРВ, и вот перед нами пример:

   

Принцип работы рефрижератора - фотография 51 - изображение 51

ТПВ не работает как надо, фреон не полностью испаряется и попадает в компрессор, создавая такую шубу. Соответственно, температура держалась в районе -15 вместо нужных -22. Я уж совсем было решил менять ТРВ, но сначала погода не благоприятствовала и я решил проблему грубым методом,  прикрыв секущий клапан перед фильтром... думал что это временно. Потом наш фиттер был сильно занят, а я варить газом не умею. Потом было что-то еще, а потом вдруг оказалось что мы почти приехали в порт назначения и проблема решилась сама собой. В принципе, главное для нас - температура, а она была правильная:

Принцип работы рефрижератора - изображение 52 - изображение 52

Немного про электрические внутренности. Контроллер в случае необходимости заменятся очень легко и быстро, а вот с релейной платой надо повозиться. Внутри очень мало места, даже одну руку тяжело просунуть, а одной что сделаешь? Этот вопрос не продуман. Зато на дисплей выводится сразу несколько параметров, и их можно удержать как угодно долго, и это сильно помогает когда надо смотреть и сравнивать.

Принцип работы рефрижератора - фотография 53 - изображение 53

Заканчивая тему с ТермоКингом, скажем, что они тоже не сидят сложа руки, хотя балуют новинками гораздо реже. Вот их последнее новшество:

Принцип работы рефрижератора - изображение 54 - изображение 54

Такая смешная рожица говорит сама за себя.

Третий по популярности у нас представитель Японии, это рефконтейнер фирмы Daikin. Кондиционеры этой фирмы считаются самыми надежными, и контейнеры у них получились тоже неплохие. К сожалению, на судах они не частые гости.

Принцип работы рефрижератора - фотография 55 - изображение 55

Японцы не были бы японцами, если бы не пошли своим путем. Они давно применяют винтовые компрессоры и электронные ТРВ,  их электронная начинка  очень надежна,  и их установка имеет существенные отличия от предыдущих систем. Например, оттайка испарителя здесь происходит горячим фреоном, поэтому имеется много соленоидных клапанов для изменения направления потокафреона:

:

Принцип работы рефрижератора - фото 56 - изображение 56

В отличие от Carrier, тут они располагаются в одном отсеке и весьма доступны.

Там же расположен электронный ТРВ, на фото он отмечен кружочком. Для ручного управления им японцы придумали очень простое и удобное устройство. Надо снять "голову" (шаговый электродвигатель с редуктором) и вместо нее накрутить что-то вроде крышки с отверстием посередине. Делается это за 10 минут, причем 9 с половиной уходит на удаление термоизоляции. В отверстии имеется винтик с очень мелкой резьбой, который можно крутить тонкой отверткой и этим регулировать подачу фреона. Правда, при этом обязательно должен работать контроллер, так как  необходимо смотреть на температуры и давления. Понадобится некоторое время, пока все настроишь, но все решаемо. Совсем недавно я пользовался такой штукой в течение нескольких дней, уж очень погода была неласковая, сильный ветер и дождь совсем не давал работать.

Японская электроника. Справа контроллер, слева силовые элементы, посередине уже знакомы нам RMM

Принцип работы рефрижератора - фотография 57 - изображение 57

Очень удобное представление информации: надо нажать всего две кнопки и потом листать параметры вправо-влево

Принцип работы рефрижератора - изображение 58 - изображение 58

Это температура испарителя на входе.

Имеются и сомнительные решения, на мой взгляд. Например, отсутствует смотровое окно в ресивере, так что пока не полезет температура ты и не поймешь, что фреона в системе не хватает. А для его пополнения существует специальная процедура, причем о количестве пополненного фреона надо судить по весу! Окошка-то нету, не увидишь момента, когда уже хватит.

Другая раздражающая мелочь - непривычный цвет сигнальной лампы IN RANGE. У всех предыдущих контейнеров он зеленый,и это вроде бы нормально. Однако у японцев зеленый цвет, видимо, ассоциируется с чем-то другим, и поэтому для сигнала "все в порядке" они выбрали цвет по имени "амбер".  Это что-то между желтым и оранжевым. Вот идешь между рядами контейнеров и смотришь на сигналы. Все они зеленые, все ОК,.. и вдруг мелькает что-то непонятное. Отвлекает.

У японцев есть еще контейнеры фирмы Mitsubishi, но в этот обзор они не попали - у нас на борту их не было.

А вот это, пожалуй, самый оригинальный контейнер, который стал появляться лет семь назад - StarCool

Принцип работы рефрижератора - фотография 59 - изображение 59

Здесь собраны самые современные и необычные решения: двухскоростные вентиляторы не только для испарителя, но и конденсатора, электронный ТРВ, необычный компрессор с переменной частотой вращения с помощью преобразователя частоты (меняется от 20 до 120 герц). Это, кстати, считается самым экономичным способом регулирования производительности, и похоже что так оно и есть.

Принцип работы рефрижератора - фото 60 - изображение 60

очень хорошее и информативное меню...

Принцип работы рефрижератора - изображение 61 - изображение 61

Принцип работы рефрижератора - фото 62 - изображение 62

Эти контейнеры потребляют меньше всего электроэнергии и очень точные. Например, в режиме поддержания температуры -20С потребляемый ток в 3-фазной сети всего 3 ампера, что соответствует 1.8 квт мощности при напряжении 440 в (сам замерял из интереса). Компрессор практически не останавливается а зачастую работает на сверхмалой скорости, которую можно получить при частоте 20 герц. Какие именно обороты при этом получаются, сказать не могу, ибо не знаю сколько полюсов имеет обмотка электродвигателя.

Оттайка здесь происходит и с помощью электронагревателей, и подачей горячего фреона в испаритель. Это сильно ускоряет процесс, что безусловно хорошо для груза.

Попадались они мне не часто, но натерпелся я с ними порядочно. Приходилось менять и компрессоры, и преобразователь частоты, и контроллер и еще по мелочи, типа заклинившего контактора. Уже то, что инструкция на него состоит из 230 страниц и из них страниц двести отведено на поиск неисправностей, уже говорит о многом.

Теперь пару слов о дополнительных возможностях рефконтейнеров. Начнем с регулирования влажности.  Общее правило - контроль влажности работает только при плюсовых температурах.

Генеральная идея состоит в том, чтобы конденсировать как можно больше влаги на поверхности испарителя, но каждая фирма решает этот вопрос по своему. Carrier включает одновременно с охлаждением еще и электро нагреватель, который обычно используется для разморозки. Расположены они под испарителем, следовательно его температура повышается. В итоге SMV приоткрывается на большую величину, и вот мы получили то, чего добивались: поверхность испарителя стала холоднее и на нем стала собираться влага. А воздух стал суше. Контроллер при этом следит и за влажностью и за температурой, изменяет скорость вентиляторов, и все это меняется в зависимости от того, на какую величину влажность уехала от заданной. Диапазон задания влажности от 50 до 95%.

Если не знать что происходит, то при беглом взгляде на индикаторы можно ничего не понять: работает компрессор и одновременно подогреватели, лампочка SUPPLY мигает, под контейнером большая лужа...

Для ThermoKing регулирование влажности является опцией, не каждый контейнер может это обеспечить. Для этого применяется своего рода комбинированный режим. Для осушения воздуха также используются нагреватели, но дополнительно может включаться/выключаться одна секция испарителя. Итог тот же, влажность понижается. Контроллер, в отличие от Carrier, имеет отдельную лампочку HUM, так что не будет вводить в заблуждение непонятной индикацией.

Daikin не имеет электронагревателей, поэтому использует горячий газ от компрессора. После того как откроется специальный соленоидный клапан, часть горячего фреона идет мимо конденсатора в дополнительный змеевик, находящийся под испарителем. Конечный эффект тот же. Диапазон регулирования 35 - 95%.

И наконец Starcool. Что касается контроля влажности, тут они решили не оригинальничать и используют электронагреватели. Диапазон регулирования у них скромнее,  от 50 до 95%. В их защиту могу сказать, что я ни разу не видел, чтобы была задана влажность менее 60%, так что этот диапазон вполне достаточен.

Ну а про контейнеры с контролируемым составом атмосферы даже не буду начинать, ибо это очень долгая история. Хотя и интересно.

Ну вот, пожалуй на этом закончим. Спасибо за внимание.

Метки: флот, холод

Правила эксплуатации рефрижераторов и основные принципы долголетия полуприцепов

Принцип работы рефрижератора - фото 63 - изображение 63

Полуприцепы, оснащенные холодильным оборудованием, называют рефрижераторами. При изготовлении фургонов для подобной техники ведущую роль играют термоизоляционные сэндвич-панели. Как правило, рефрижераторы используются в пищевой промышленности, в качестве оборудования, которое способно на длительные расстояния перевозить продукты. Хотя полуприцепы являются довольно надежной техникой, без своевременного обслуживания, и при несоблюдении элементарных правил эксплуатации рефрижераторы могут быстро выйти из строя.

Принцип работы рефрижератора - фото 64 - изображение 64

Основные правила эксплуатации

Узнать о наиболее выгодных предложениях по продаже полуприцепов рефрижераторов в нашей стране несложно – нажмите сюда, и откроется сайт компании, техника которой уже давно славится своим качеством, а сервисное обслуживание оперативностью. Однако ни один мастер компании не убережет подобную технику от поломок, если ее неправильно эксплуатируют:

  1. ни в коем случае нельзя перевозить в рефрижераторах теплые продукты – эффективность работы системы в таком случае резко снизится, поэтому в полуприцепах стоит осуществлять транспортировку лишь охлажденной или же замороженной продукции;
  2. при возникновении разгерметизации системы охлаждения ее следуют заново загерметизировать или использовать специальные заглушки, а иначе магистраль рефрижератора загрязниться, что сделает ее дальнейший ремонт практически невозможным;
  3. также магистрали холодильной установки может разорвать высокая температура внутри фургона (от 50 градусов Цельсия и выше);
  4. специалисты рекомендуют, ка минимум раз в месяц включать систему охлаждения приблизительно на 10 минут, даже если рефрижератор на данный момент времени не используется;
  5. воздуховодные каналы полуприцепа постоянно необходимо содержать в чистоте.

Принцип работы рефрижератора - фото 65 - изображение 65

Правила ремонта техники

Во время самостоятельного ремонта рефрижератора, без обращения к мастерам сервисного центра, необходимо быть предельно осторожным, когда работы производятся с магистралями – они находятся под давлением, которое зачастую достигает 25 атмосфер. Также ни в коем случае нельзя проводить ремонтные работы внутри фургона с использованием открытого огня. Дело в том, что хладагент системы охлаждения под высокой температурой начинает постепенно разлагаться, а это в любом случае приведет к выделению опасных токсичных веществ. Наконец, проводя ремонт рефрижератора, необходимо тщательно следить, чтобы какие-либо детали не были случайно повреждены.     

Опубликовано: 31 июля 2015 ← Выбор автоматического шлагбаума Рестайлинговая версия Infiniti Q70 будет продав... → Все новости

↓ Комментарии ↓

 

Деньги и ветер, или особенности работы рефрижераторов

Принцип работы рефрижератора - фото 66 - изображение 66

Отечественному предпринимателю всегда хочется сэкономить. Применительно к рабочей технике у нас давно закрепилось правило: «Чтобы коровы давали больше молока и меньше ели, их надо меньше кормить и больше доить».  Например, злоупотребление грузоподъемностью автомобилей уже вошло в норму: почему бы нет, если объем позволяет? А вот взять такую технику как авторефрижераторы, то зачастую заказчик настолько неразборчив в вопросе температур, что экономя при покупке, откровенно рискует как собственными вложениями, так и авторитетом. Никому из нас не хочется покупать прокисшее  молоко или месиво из пельменей, поэтому автотехника, перевозящая продукты питания, должна работать как часы при любых обстоятельствах. Постараемся осветить основные моменты, на которые надо ориентироваться при покупке авторефрижератора.

Стабильная работа холодильного оборудования зависит от нескольких факторов. В первую очередь, это теплопроводность фургона. Как мы рассказывали в предыдущем обзоре, теплоизолирующие материалы могут быть разными, и чем «неохотнее» стенки фургона взаимодействуют с окружающей средой, тем эффективнее будет работать рефрижераторная установка. Никто не станет открывать окно при работающем в помещении кондиционере, по той же логике и фургон под холодильное оборудование должен быть максимально герметичным и термостойким. В современных авторефрижераторах в качестве теплоизоляционного слоя используются пенополиуретан и пенополистирол экструдированный — материалы, имеющие плотную закрытоячеистую структуру и низкий коэффициент теплопроводности. По существующим стандартам изотермический фургон не должен иметь толщину стенки менее 50 мм, а практика показывает, что зачастую и этой толщины бывает недостаточно, поэтому автофургоны под рефрижераторные установки рекомендуется делать толщиной 80 и 100 мм.

Не лишним при заказе холодильного оборудования будет и ознакомиться с его характеристиками. Мало кто обращает внимание на такие тонкости, а напрасно. Заявленный производителем температурный режим всегда указывается для конкретного объема фургона. Например холодильная установка работающая в режиме «тепло-холод“ с указанным диапазоном "+5/-20°С“ для 10 м3 при разных погодных условиях может обеспечивать плюсовую температуру в фургоне объемом 10 м3, а температуру глубокой заморозки — только в шестикубовом фургоне. Следовательно, для получения стабильного низкотемпературного режима, на десятикубовый фургон нужно ставить оборудование большей мощности. Температура окружающей среды в наших широтах колеблется весьма сильно даже в отдельно взятом регионе, поэтому есть смысл иметь некоторый запас мощности холодильника на случай аномальных погодных условий. Если в вопросе подогрева можно подстраховаться установкой в фургон дополнительного отопителя, то в случае, когда требуются низкие температуры, они обеспечивается только работой рефрижератора.

Кстати, характер разъездной работы автофургона тоже влияет на КПД холодильника. Длительные переезды из пункта  "А» в пункт «Б» позволяют рефрижератору работать ровно на протяжении всей поездки, но, если нужно развезти пельмени по двадцати торговым точкам, то холодильной установке буквально приходится бороться с постоянно проникающими извне потоками воздуха. В таком случае тоже следует подумать об оборудовании с запасом мощности.

Вывод из вышеизложенного следует однозначный: авторефрижераторы — отнюдь не та техника, на опциях которой следует экономить. Неэффективная работа холодильной установки влечет за собой не только потерю товарного вида и порчу продуктов питания, но и бесполезный расход ресурсов двигателя, что еще более затрудняет окупаемость автомобиля. Поэтому мы желаем нашим предпринимателям не бросать деньги на ветер, а хранить их в банке, как гласит народная мудрость.

Принцип работы рефрижераторного осушителя сжатого воздуха

Принцип работы рефрижератора - фотография 67 - изображение 67

Источники:

Понравилась статья? Расскажите друзьям:
Оцените статью, для нас это очень важно:
Проголосовавших: 1 чел.
Средний рейтинг: 5 из 5.

Оставить комментарий:

Отправить

Полезные сервисы:

Опрос: Насколько Вам помогла информация на нашем сайте? (Кол-во голосов: 193)
Сразу все понял
Не до конца понял
Пришлось перечитывать несколько раз
Вообще не понял
Как я сюда попал?
Чтобы проголосовать, кликните на нужный вариант ответа. Результаты