Принципы командной работы

Работа в команде предполагает концентрацию на определенной задаче, которую необходимо решить максимально быстро и эффективно.

Качество командной работы в организации

Качество командной работы определяется базовыми элементами:

  • Коммуникация. Частота коммуникаций, их структурированность и открытость зависят от конкретных задач и конкретной команды.
  • Координация. Каждый участник группы должен понимать, какой вклад он и каждый из коллег вносят в общий результат.
  • Соотношение вкладов.Каждый работник старается с наибольшей эффективностью использовать собственные знания и опыт.
  • Поддержка. Каждый участник группы должен изначально настраиваться не на конкуренцию, а на сотрудничество. Участники должны проявлять друг к другу уважение, помогать и всячески стимулировать коллег.
  • Усилия для достижения командного результата.
  • Сплоченность команды. 

Как происходит организация работы в команде

Как сплотить команду для продуктивной работы - фото 4

Факторы, влияющие на успешную работу в команде

  • Готовность высшего менеджмента к передаче полномочий и ответственности членам группы. Если менеджмент не готов, команда не получит требуемой степени свободы.
  • Наличия опыта работы с командами для руководителей и в команде для её членов.
  • Производственная специфика.
  • Мотивация, компенсация и иные поощрительные системы, принятые в организации.

Этапы развития командной группы

  • Адаптация. Члены группы знакомятся друг с другом, анализируют поставленные перед командой задачи. На этом этапе эффективность работы команды невысокая, присутствуют настороженность и недоверие друг к другу.
  • Группирование. Формируются небольшие группы. В процессе анализируется несовпадение личных интересов и командных целей. В некоторых случаях члены команды могут высказывать недовольство и проверять степень дозволенной эмоциональной экспрессии.
  • Кооперация. Члены команды привыкают к мысли, что им придется вместе работать вплоть до того момента, пока задача не будет решена.
  • Нормирование работы. Каждый член рабочей группы должен доверять своим коллегам.
  • Функционирование. Принятие решений, выявление и разрешение конфликтов.

Как повысить эффективность командной работы - фото 6

Распределение обязанностей в командной работе

Командой считается группа лиц от 3 до 15 человек и более. Каждый член группы должен занимать определенное место в команде.

В каждой группе может быть 10 ролей:

  • Рабочая лошадка. Отличительные черты – дисциплинированность, надежность, практичность, неконфликтность. Это идеальные исполнители. Они способны превращать стратегии в конкретные задачи и решать их. Однако команды, сформированные исключительно из «рабочих», не добиваются серьезных результатов. Они не могут генерировать идеи, а при внесении изменений в изначальные стратегии попадают в тупик.
  • Руководитель группы. Отличительные черты – стрессоустойчивость, высокий интеллект, наличие управленческих навыков. Руководитель способен выслушать каждого члена группы, оценить сильные и слабые стороны, вынести оптимальное решение.
  • Мотиватор. Руководитель – это социальный лидер, мотиватор – целевой. Руководитель отвечает за общую обстановку, мотиватор – за движение к достижению цели.
  • Генератор идей. Его цель – разработка целей. Пути достижения этих целей разрабатывают другие люди.
  • Снабженец. Человек для связи группы с внешним миром. Такой человек может работать лишь в группе, сам по себе он малоэффективен.
  • Критик. Человек, способный оценить идею, увидеть сильные и слабые стороны, проанализировать ситуацию и сделать свои выводы, не всегда совпадающие с мнением начальства. При этом он может обосновать свое мнение и направить решение проблемы по другому пути.
  • Аналитик. Человек, способный оценить все факторы, сделать выводы и предоставить их начальству. Отличается вниманием к малейшим деталям и нюансам, которые могут пропустить другие люди. Лучше всего аналитики работают в связке с руководителем группы или мотиватором.
  • Вдохновитель. Предотвращает конфликты, успокаивает команду, дает силы во время творческого кризиса.
  • Контролер. Человек, который доводит проект до логического завершения. Для такого человекаважны  все детали проекта.
  • Специалист. Постоянное присутствие в команде необязательно, однако в какой-то момент может потребоваться решение специализированной задачи. 

Что такое команда? - фотография 7

Как повысить эффективность командной работы

Проблемы, которые могут негативно сказаться на эффективности работы команды:

  • Несоответствие руководителя, членов команды и типа задачи.
  • Неверный подбор членов команды.
  • Негативный социальный или психологический климат.
  • Отсутствие поставленной цели.

Основная роль в организации работы в команде лежит на руководителе. Кроме управления и контроля, он организовывает, мотивирует коллектив и развивает элементы самоуправления.

Руководитель должен знать обо всех особенностях работы в команде. 

На начальном этапе, когда команда еще не сформирована, внутри нее возможны конфликты. Для уменьшения частоты и продолжительности конфликтов можно проводить тренинги, мозговые штурмы, чтобы команда чувствовала себя единым целым.

Команда начинает чувствовать себя командой, когда добивается первого успеха. Первая цель должна быть достаточно сложной, но достижимой в течение короткого промежутка времени. Достижение этой цели поднимает командный дух. После этого можно переходить к более глобальным вещам.

Кто ты – вдохновитель или критик? - изображение 8

На эффективную командную работу влияют следующие условия:

  • Цель команды формулируется ясно, четко, подробно. Определяются границы компетенции группы, передаются полномочия и необходимые для выполнения текущих задач ресурсы.
  • С заказчиками должна быть наложена обратная связь. Члены группы ориентируются на возможность перемен.
  • Технология достижения цели совершенствуется, знания и навыки членов группы развиваются. Члены команды приобретают знания в области контроля качества, производительности, учета ресурсов и материалов.
  • Каждый член группы должен пройти определенную подготовку, уяснить суть эффективной работы в команде, ее специфику, понять положительные и отрицательные аспекты. Работники должны понимать, насколько актуальна и востребована предстоящая работа. Если она не нужна даже заказчику, итог очевиден.
  • В команде нет «информационного голода». Всем членам рабочей группы должны быть доступны все необходимые коммуникации.
  • В группе создается оптимальный психологический климат, приветствуются неформальные отношения между отдельными членами коллектива. Люди должны доверять друг другу.
  1. Что такое работа в команде - изображение 13

Феномены, имеющие отношение к эффективности командной работы

  • эффект объема – результаты деятельности зависят от численности группы (эффективность очень маленькой или очень большой группы будет наименьшей).
  • эффект качественного состава группы – результаты командной работы зависят от однородности-разнородности состава (лучше всех сработается группа, члены которой разного пола и возраста, но практически одинаковы по социальным характеристикам).
  • конформизм – поведение или убеждения членов группы изменяются в результате реального или воображаемого давления группы. Роль общественного мнения весьма высока для каждого члена команды, и каждый уважает принципы, выработанные общими усилиями.
  • деиндивидуализация – утрата самосознания и боязнь оценки в ситуациях анонимности, которые не концентрируют внимание на конкретном человеке.
  • феномен сдвига риска – группа принимает или наиболее, или наименее рискованное решение, нежели принимали бы по отдельности ее члены.
  • «огруппление» мышления – все члены группы заняты исключительно поиском устраивающего всех решения и отбрасывают достаточно реалистичные варианты.
  • социальная леность – если ответственность делится на членов группы, то все начинают работать «спустя рукава».
Понравилась статья? Расскажите друзьям:
Оцените статью, для нас это очень важно:
Проголосовавших: 1 чел.
Средний рейтинг: 5 из 5.

Оставить комментарий:

Отправить

Полезные сервисы:

Опрос:
Чтобы проголосовать, кликните на нужный вариант ответа.