Работа в команде предполагает концентрацию на определенной задаче, которую необходимо решить максимально быстро и эффективно.
Качество командной работы в организации
Качество командной работы определяется базовыми элементами:
- Коммуникация. Частота коммуникаций, их структурированность и открытость зависят от конкретных задач и конкретной команды.
- Координация. Каждый участник группы должен понимать, какой вклад он и каждый из коллег вносят в общий результат.
- Соотношение вкладов.Каждый работник старается с наибольшей эффективностью использовать собственные знания и опыт.
- Поддержка. Каждый участник группы должен изначально настраиваться не на конкуренцию, а на сотрудничество. Участники должны проявлять друг к другу уважение, помогать и всячески стимулировать коллег.
- Усилия для достижения командного результата.
- Сплоченность команды.
Как происходит организация работы в команде
Факторы, влияющие на успешную работу в команде
- Готовность высшего менеджмента к передаче полномочий и ответственности членам группы. Если менеджмент не готов, команда не получит требуемой степени свободы.
- Наличия опыта работы с командами для руководителей и в команде для её членов.
- Производственная специфика.
- Мотивация, компенсация и иные поощрительные системы, принятые в организации.
Этапы развития командной группы
- Адаптация. Члены группы знакомятся друг с другом, анализируют поставленные перед командой задачи. На этом этапе эффективность работы команды невысокая, присутствуют настороженность и недоверие друг к другу.
- Группирование. Формируются небольшие группы. В процессе анализируется несовпадение личных интересов и командных целей. В некоторых случаях члены команды могут высказывать недовольство и проверять степень дозволенной эмоциональной экспрессии.
- Кооперация. Члены команды привыкают к мысли, что им придется вместе работать вплоть до того момента, пока задача не будет решена.
- Нормирование работы. Каждый член рабочей группы должен доверять своим коллегам.
- Функционирование. Принятие решений, выявление и разрешение конфликтов.
Распределение обязанностей в командной работе
Командой считается группа лиц от 3 до 15 человек и более. Каждый член группы должен занимать определенное место в команде.
В каждой группе может быть 10 ролей:
- Рабочая лошадка. Отличительные черты – дисциплинированность, надежность, практичность, неконфликтность. Это идеальные исполнители. Они способны превращать стратегии в конкретные задачи и решать их. Однако команды, сформированные исключительно из «рабочих», не добиваются серьезных результатов. Они не могут генерировать идеи, а при внесении изменений в изначальные стратегии попадают в тупик.
- Руководитель группы. Отличительные черты – стрессоустойчивость, высокий интеллект, наличие управленческих навыков. Руководитель способен выслушать каждого члена группы, оценить сильные и слабые стороны, вынести оптимальное решение.
- Мотиватор. Руководитель – это социальный лидер, мотиватор – целевой. Руководитель отвечает за общую обстановку, мотиватор – за движение к достижению цели.
- Генератор идей. Его цель – разработка целей. Пути достижения этих целей разрабатывают другие люди.
- Снабженец. Человек для связи группы с внешним миром. Такой человек может работать лишь в группе, сам по себе он малоэффективен.
- Критик. Человек, способный оценить идею, увидеть сильные и слабые стороны, проанализировать ситуацию и сделать свои выводы, не всегда совпадающие с мнением начальства. При этом он может обосновать свое мнение и направить решение проблемы по другому пути.
- Аналитик. Человек, способный оценить все факторы, сделать выводы и предоставить их начальству. Отличается вниманием к малейшим деталям и нюансам, которые могут пропустить другие люди. Лучше всего аналитики работают в связке с руководителем группы или мотиватором.
- Вдохновитель. Предотвращает конфликты, успокаивает команду, дает силы во время творческого кризиса.
- Контролер. Человек, который доводит проект до логического завершения. Для такого человекаважны все детали проекта.
- Специалист. Постоянное присутствие в команде необязательно, однако в какой-то момент может потребоваться решение специализированной задачи.
Как повысить эффективность командной работы
Проблемы, которые могут негативно сказаться на эффективности работы команды:
- Несоответствие руководителя, членов команды и типа задачи.
- Неверный подбор членов команды.
- Негативный социальный или психологический климат.
- Отсутствие поставленной цели.
Основная роль в организации работы в команде лежит на руководителе. Кроме управления и контроля, он организовывает, мотивирует коллектив и развивает элементы самоуправления.
Руководитель должен знать обо всех особенностях работы в команде.
На начальном этапе, когда команда еще не сформирована, внутри нее возможны конфликты. Для уменьшения частоты и продолжительности конфликтов можно проводить тренинги, мозговые штурмы, чтобы команда чувствовала себя единым целым.
Команда начинает чувствовать себя командой, когда добивается первого успеха. Первая цель должна быть достаточно сложной, но достижимой в течение короткого промежутка времени. Достижение этой цели поднимает командный дух. После этого можно переходить к более глобальным вещам.
На эффективную командную работу влияют следующие условия:
- Цель команды формулируется ясно, четко, подробно. Определяются границы компетенции группы, передаются полномочия и необходимые для выполнения текущих задач ресурсы.
- С заказчиками должна быть наложена обратная связь. Члены группы ориентируются на возможность перемен.
- Технология достижения цели совершенствуется, знания и навыки членов группы развиваются. Члены команды приобретают знания в области контроля качества, производительности, учета ресурсов и материалов.
- Каждый член группы должен пройти определенную подготовку, уяснить суть эффективной работы в команде, ее специфику, понять положительные и отрицательные аспекты. Работники должны понимать, насколько актуальна и востребована предстоящая работа. Если она не нужна даже заказчику, итог очевиден.
- В команде нет «информационного голода». Всем членам рабочей группы должны быть доступны все необходимые коммуникации.
- В группе создается оптимальный психологический климат, приветствуются неформальные отношения между отдельными членами коллектива. Люди должны доверять друг другу.
Феномены, имеющие отношение к эффективности командной работы
- эффект объема – результаты деятельности зависят от численности группы (эффективность очень маленькой или очень большой группы будет наименьшей).
- эффект качественного состава группы – результаты командной работы зависят от однородности-разнородности состава (лучше всех сработается группа, члены которой разного пола и возраста, но практически одинаковы по социальным характеристикам).
- конформизм – поведение или убеждения членов группы изменяются в результате реального или воображаемого давления группы. Роль общественного мнения весьма высока для каждого члена команды, и каждый уважает принципы, выработанные общими усилиями.
- деиндивидуализация – утрата самосознания и боязнь оценки в ситуациях анонимности, которые не концентрируют внимание на конкретном человеке.
- феномен сдвига риска – группа принимает или наиболее, или наименее рискованное решение, нежели принимали бы по отдельности ее члены.
- «огруппление» мышления – все члены группы заняты исключительно поиском устраивающего всех решения и отбрасывают достаточно реалистичные варианты.
- социальная леность – если ответственность делится на членов группы, то все начинают работать «спустя рукава».
Оставить комментарий: