Блокировочные устройства по принципу работы

Блокировочные защитные устройства

Блокировочные защитные устройства предназначены для отключения (предупреждения включения) машины при нахождении человека в опасной зоне, а также для предотвращения попадания человека в опасную зону.

Функции

- Отключение (предупреждение включения) машины в случае снятия ограждения опасной зоны.

- Блокировка двери помещения, в котором опасно пребывание людей при работе оборудования (распределительные устройства электроустановок, радиоактивные источники).

- Остановка оборудования при попадании человека в опасную зону.

- Запрещение неправильного управления машиной, включения опасных режимов работы.

Блокировочные устройства по принципу действия

Предохранительные и блокировочные устройства - изображение 5

 

1. механические;

2. электронные;

3. элект­рические;

4. электромагнитные;

5. пневматические;

6. гидравлические;

7. оптические;

8. магнитные;

9. ком­би­ни­ро­ван­ные.

Блокировочные устройства препятствуют проникновению человека в опасную зону либо на время пре­бывания его в этой зоне устраняют опасный фактор. Особенно большое значение этот вид средств защиты имеет на рабочих местах машин и агрегатов, не имеющих ограждений, а также там, где работа может вестись при снятом или открытом ограждении.

Механическая блокировка представляет собой систему, обеспечивающую связь между ог­раж­де­ни­ем и тормозным (пусковым) устройством.

Электрическая блокировка применяется на электроустановках с напряжением от 500 В и выше, а так­же на различных видах технологического оборудования с электроприводом. Она обеспечивает вклю­че­ние оборудования только при наличии ограждения.

Электромагнитная (радиочастотная) блокировка основана на применении электромагнитного поля вы­сокой частоты, излучаемого в пространство генератором. В момент попадания человека в опасную зону вы­сокочастотный генератор подает импульс тока к электромагнитному усилителю и поляризованному реле. Кон­такты реле обесточивают схему магнитного пускателя, что приводит к остановке двигателя.

Оптическая блокировка основана на принципе ограждения опасной зоны световыми лучами. Из­ме­не­ние светового потока, падающего на фотоэлемент, при пересечении человеком опасной зоны пре­об­ра­зо­вывается в измерительно-командном устройстве, которое приводит в действие дополнительные ме­ха­низ­мы защитного устройства. Такая блокировка не требует никаких механических конструкций, малогабаритна, на­дежна, удобна в эксплуатации, позволяет обеспечить защиту протяженных в пространстве зон.

Электронная (радиационная) блокировка применяется для защиты рук работающего в опасных зо­нах, на прессах, гильотинных ножницах и других видах оборудования.

Ограничительные устройства выполняют функцию слабого звена в агрегате и рассчитаны на раз­ру­шение, срабатывание или несрабатывание при перегрузках.

К слабым звеньям устройств относятся: срезные штифты и шпонки, соединяющие вал с маховиком, шес­терней или шкивом; фрикционные муфты, не передающие движение при больших крутящих моментах; плав­кие предохранители; разрывные мембраны в установках с повышенным давлением.

Слабые звенья делятся на две основные группы: звенья с автоматическим восстановлением ки­не­ма­тической цепи после того, как контролируемый параметр пришел в норму (например, муфты трения; пре­дохранительный клапан), и звенья с восстановлением кинематической цепи путем замены слабого зве­на (например, штифты, шпонки, разрывные мембраны).

Срабатывание слабого звена приводит либо к останову машины, либо к восстановлению до до­пус­ти­мого контролируемого параметра, что исключает поломки, разрушения и травматизм.

Блокировка, сигнализация и маркировка

Блокировочные устройства - наиболее надежное средство защиты обслуживающего персонала от поражения электрическим током: они препятствуют доступу работающих к токоведущим частям электроустановок, находящимся под напряжением.

В электроустановках и радиоустройствах широко применяются электрическая и механическая блокировки.

Электрическая блокировка воздействует только на контакты электрической цепи. Она может применяться при любых расстояниях от защищаемого объекта. Принцип действия электрической блокировки состоит в том, что открытие дверей шкафов или ограждения электроустановки или кожухов электрооборудования сопровождается разрывом электрической цепи и автоматическим отключением электроустановки или другого электрооборудования от источника тока. В другом случае блокировка дает возможность открыть двери шкафа или ограждения электроустановки или снять кожух электрооборудования только после предварительного отключения источника тока.

Недостатком электрической блокировки является ее зависимость от исправности электрической цепи, например, пригорание контактов делает невозможным открытие дверей ограждения передатчика или двери лифта, что может привести к несчастному случаю.

При механической блокировке открыть двери шкафов или ограждений можно только при предварительном выключении рубильника, т.е. подачи электропитания на установку, и, наоборот, включить рубильник можно только при закрытых дверях или надетых на электроустановки кожухах.

Используются жезловые и рычажные системы механической блокировки.

При жезловой системе все двери шкафов или ограждений имеют специальные замки, которые открываются одним ключом. Конструкция замка гакоиа, что повернуть ключ и вынуть его из замка можно, только выключив предварительно рубильник, снимающий высокое напряжение. Конструкция дверных замков не позволяет вынуть ключ, если дверь не закрыта. Включить рубильник можно только в том случае, если дверь ограждения будет закрыта и заперта.

При рычажной системе ручка управления рубильником механически связана с дверным заслоном замка. При выключении рубильника одновременно выдвигается заслон замка и только после этого можно открыть дверь шкафа или ограждения. При открытой двери конструкция замка не позволяет задвинуть заслон замка обратно и, следовательно, не допускает включения рубильника, когда за ограждением работает обслуживающий персонал.

Сигнализация - распространенное средство, позволяющее обслуживающему персоналу электроустановок ориентироваться в сложной обстановке, принимать меры предосторожности или предупреждать неправильные действия.

Наиболее часто применяется световая или звуковая сигнализация. При световой сигнализации зеленый свет ламп показывает, что напряжение с установки снято, красный свет - что установка находится под опасным напряжением. На радиоустройствах или электроустановках до 1000 В сигнальные лампы размещаются на пульте управления или около мест, где должны проводиться работы.

Способ включения, при котором сигнальные лампы гаснут при отсутствии напряжения, имеет тот недостаток, что выход из строя лампы или нарушение контакта будет служить неверным сигналом для обслуживающего персонала. Поэтому в целях безопасности обслуживающею персонала необходимо всегда, независимо от показаний сигнальных ламп, при входе за ограждение убедиться в отсутствии напряжения на установке при помощи переносных индикаторов напряжения.

В электроустановках напряжением выше 1000 В кроме сигнальных ламп применяются лампы тлеющего разряда (неоновые, аргоновые и т.п.), которые подвешиваются к тем частям установки, состояние которых они показывают. Лампы горят в электрическом поле, создаваемом включенной частью установки, и не требуют никакой проводки. На каждую фазу ставится своя лампа. Такая сигнализация облегчает работу обслуживающего персонала и предупреждает несчастные случаи.

К звуковой сигнализации относятся звонок и сирена, предупреждающие работающих о появлении напряжения на установке.

Для ориентации персонала при осмотре, ремонте и обслуживании электроустановок большое значение имеет маркировка - наличие надписей, а также различной окраски частей установки, кабелей, проводов и шин в цвета, соответствующих правилам техники безопасности. Надписи указывают назначение тех или иных проводов с относящимися к ним выключателями, предохранителями и измерительными приборами. Вместо надписей могут применяться условные обозначения - буквы, цифры и др.

Противоугонные устройства механического типа

Механизм блокировки для руля - фотография 15

Блокировка основных частей:

  • руль;
  • капот;
  • тормозная система;
  • двери;
  • коробка переключения скоростей.

Блокировка для педалей автомобиля - изображение 16

Механические противоугонные устройства для колес — секретки

Это один из самых распространенных способов создания безопасности для автомобиля. Устанавливаются секретки на колеса машины в отдельности. По внешнему виду они похожи на большие болты с особой резьбой. Большое значение имеет узор, который располагается на шапке болта. Чем он сложнее, тем труднее будет его вскрыть.

Типы секретков:

  1. магнитные;
  2. электронные.

Электронные представляют собой кнопку, которая размыкает цепь питания между насосом, подающим топливо, стартером и зажиганием. Даже если злоумышленник обойдёт сигнализацию и попадет внутрь автомобиля, то завести его без правильной комбинации, деактивирующей секретку, он не сможет.

Магнитные секретки функционируют по принципу контакта с магнитом — герконовый контакт. Если к устройству поднести какой-либо магнит, то сработает блокирующий механизм. Размещают такие устройства преимущественно под обшивкой автомобиля.

Плюсы секреток

  1. довольно низкая стоимость устройства;
  2. возможноть установки на любой автомобиль;
  3. блокировка всего автомобиля при нескольких попытках введения неверного кода на секретке;
  4. сигнал устройства невозможно перехватить и вычислить.

Установка такого механизма дает автовладельцу 99%-ную гарантию защиты автомобиля от угона. Секретки, по мнению водителей, считаются лучшим противоугонным средством.

Запорный механизм для капота машины - фото 17

Замки на коробку передач

Бесштыревые механизмы блокируются при повороте ключа.

При наличии штыря в замке на КПП надо будет его вытащить и переставить в отверстие, известное только владельцу.

Второй вариант лучше подходит для автоматических КПП. В этом случае коробка сама фиксироваться не будет, блокируется только подвижная рукоятка.

Недостаток — это возможность взлома замка на коробке передач.

Блокираторы дверей машины - изображение 18

Механизм блокировки для руля

Устанавливается на руль и после фиксации сместить и повернуть колесо становится невозможным. При монтаже задействуется не только рулевое колесо, но и одна из педалей.

Заключение - изображение 19

Блокировка для педалей автомобиля

Конструкция этого устройства работает по принципу обратного клапана. Когда происходит нажатие на педаль автомобиля, то происходит блокировка действия. Автомобиль с системой защиты такого вида нельзя будет не просто угнать, но и просто завести.

Опасная зона оборудования и оградительные средствазащиты - фотография 20

Запорный механизм для капота машины

  1. механический;
  2. электромеханический.

Механический открывается специальным ключом.

Электромеханический - при подаче сигнала с устройства, находящегося у автовладельца. Такой механизм позволяет не допускать проникновения недоброжелателя под капот авто.

Минус - легкость вскрытия. 

Блокираторы дверей машины

Блокиратор для дверей — это специальный замок, предотвращающий проникновение угонщика в салон авто. Устройство оснащено штырем, который функционирует, как засов на двери. Для максимальной защиты транспорта придется приобрести четыре таких устройства — по одному для каждой из дверей.

Источники:

Понравилась статья? Расскажите друзьям:
Оцените статью, для нас это очень важно:
Проголосовавших: 2 чел.
Средний рейтинг: 5 из 5.

Оставить комментарий:

Отправить

Полезные сервисы:

Опрос: Насколько Вам помогла информация на нашем сайте? (Кол-во голосов: 1200)
Сразу все понял
Не до конца понял
Пришлось перечитывать несколько раз
Вообще не понял
Как я сюда попал?
Чтобы проголосовать, кликните на нужный вариант ответа. Результаты