Как определить обороты электродвигателя без бирки – инструкция

Бывают ситуации, когда на вторичном рынке приобретается электрический двигатель, а какие-либо опознавательные маркеры на нем отсутствуют. Нет ни таблички с техническими характеристиками агрегата, ни его паспорта. Возникает закономерный вопрос – как определить обороты электродвигателя без бирки?

Можно, конечно, поверить продавцу на слово, но что, если он ошибается? Намного надежнее самостоятельно все выяснить. Ниже представлены 2 наиболее действенных способа определения оборотов электродвигателя без наличия соответствующей документации на установку.

Маркировка обмоток двигателя

Перед разбором вопроса о том, как определить обороты электродвигателя без таблички, следует рассмотреть перечень условных обозначений на моторе. Согласно ГОСТу 26772-85, обмотки трехфазных асинхронных двигателей (наиболее распространенных) обозначаются следующим образом.

Кроме этого, существуют также старые и новые обозначения. Их наличие определяется годом выпуска электрического мотора. При этом количество всевозможных методов изображения технических параметров установки довольно велико. 

На двигателях старого типа, обычно, эти данные находятся внутри распределительной коробки. В отдельных движках, чтобы максимально облегчить ремонтнику распознавание концов обмоток, производители выводят их из разных отверстий, как на фото ниже.

Важно! Далеко не всегда стоит доверять размещенным внутри распределительного корпуса надписям. Следует помнить, что двигатель с большой долей вероятности неоднократно чинился. А это значит, что показатели могут быть перепутаны.

Метод определения начала и конца обмоток

Чтобы обезопасить себя, рекомендуется самостоятельно определить начала и концы обмоток статора двигателя. Для этого потребуется:

1.    Взять мультиметр и перевести его в режим измерения сопротивления внутри сети.

2.    Один щуп приложить к любому из выводов, а вторым последовательно прикасаться к остальным. Таким образом, получится достоверно вычислить имеющиеся пары, ничего не перепутав.

3.    Когда пара будет найдена, на дисплее тестера отобразиться какая-то цифра (все зависит от мощности мотора). Таким образом, станет известен параметр сопротивления.  

4.    Если выводы не являются парными, то показаний никаких не будет – сопротивление будет равняться бесконечности. Такое же поведение тестера можно наблюдать при разрыве цепи.

Все полученные пары следует отметить определенными буквами. Пример продемонстрирован ниже.

Важно! На этом измерения не заканчиваются, поскольку все еще неизвестно, какой из выводов является началом обмотки, а какой концом.

Нужно последовательно соединить найденные обмотки. Например, U2 соединяется с V1, а V2 соединяется с W1. После этого на оставшиеся выводы (U1-W2) следует подать напряжение 220 В. Далее нужно поочередно подносить лампочку к концу каждой отдельной обмотки. Если та горит с одинаковой интенсивностью, значит, мастеру удалось угадать все обмотки.

В случае же, если же яркость где-то отличается, значит, эта обмотка относительно других располагается в перевернутом состоянии. Соответственно, бирки на них надлежит поменять местами.

Внимание! Лампочки здесь описаны для примера. Согласно обновленным требования техники безопасности действовать таким образом не следует. Нужно применять мультиметр с выставленным на нем режимом измерения напряжения.

Определение частоты вращения вала посредством мультиметра

Когда стало достоверно известно, где начало обмотки, а где конец, можно приступить к рассмотрению вопроса о том, как определить обороты двигателя. Первый способ определения частоты вращения вала – использование аналогового мультиметра. Потребуется:

1.    Переключить устройства в режим измерения тока. Щупы следует разместить в соответствующих разъемах. Первый размещается в разъеме «COM», а второй в «V».

2.    Открыть распределительную коробку, предварительно отключив мотор и проверив отсутствие напряжения.

3.    Одним щупом прикоснуться к началу обмотки, а вторым к концу (в любой последовательности). Чтобы не допустить ошибку, следует ориентироваться на собственную разметку.

4.    Вручную сделать валом один полный оборот.

5.    Посчитать, сколько раз стрелка дернулась при проворачивании вала.

Определить обороты электродвигателя таким образом проще всего, поскольку количество отклонений стрелки соответствует количеству полюсов. Есть прямая зависимость между количеством отклонений стрелки и синхронной частотой вращения вала в моторе. Далее нужно сопоставить полученные данные с таблицей, размещенной ниже.

Внимание! Не имеет значения, каковы его мощность, рабочий ток, диаметр и общий размер, поскольку даже с габаритами установки описанный метод является действенным.

Определение частоты вращения вала посредством смартфона

Мало кто знает, но определить обороты электродвигателя можно, воспользовавшись обычным смартфоном. На него лишь потребуется скачать диктофон.

Важно! Необходимо, чтобы запись непременно сохранялась в графическом виде. Такой особенностью, например, обладает программа TapeMachine Lite.

Если же не хочется ничего скачивать на смартфон, можно просто записать работу двигателя в формате mp3, после чего открыть файл на ПК в аудиоредакторе. Скачивать его необязательно. Можно воспользоваться одним из множества онлайн аудиоредакторов. К наиболее популярным можно отнести Audio Editor Online и mp3cut.net.

Порядок действий по определению оборотов двигателя таков:

1.    На смартфоне включается диктофон, после чего он кладется рядом с мотором, работающим на холостом ходу.

2.    Далее к валу, на котором расположена шпонка, прикладывается жало отвертки.

3.    Диктофон фиксирует получаемый звук – производится запись ударов отвертки о ребра прорези.

4.    Чтобы определить обороты двигателя, достаточно подождать 15–20 секунд.

Теперь нужно выполнить анализ графической части записи. Тонкая линия обозначает звук, с которым работает вал.

Более высокие пики – это моменты, в которые производился удар отвертки. Нужно выбрать наиболее удачный графический отрезок записи, после чего посчитать количество пиков в течение 1 секунды.

В данном случае их число равняется 25. А этом значит, что в минуту вал совершает 1500 оборотов вокруг своей оси (25*60=1500).

Теперь вопросов о том, как самостоятельно определить обороты двигателя без использования технических табличек или сопутствующей документации, возникать не должно – всегда можно обратиться к материалу, размещенному в данной статье.

Понравилась статья? Расскажите друзьям:
Оцените статью, для нас это очень важно:
Проголосовавших: 2 чел.
Средний рейтинг: 5 из 5.

Оставить комментарий:

Отправить

Полезные сервисы:

Опрос:
Чтобы проголосовать, кликните на нужный вариант ответа.