Одометр это прибор для измерения – чего?

Каждый автолюбитель, наблюдая перед собой панель приборов, помимо расхода топлива и температуры охлаждающей жидкости видит показания одометра. Одометр – это прибор для измерения пройденного на авто расстояния.

Без него было бы невозможно понять, сколько машина за время своей эксплуатации проехала. Подробнее о том, как устроен прибор, и какие его разновидности существуют, можно узнать, ознакомившись с информацией ниже. 

Что такое одометр и зачем он нужен?

Одометр – прибор, применяемый при производстве автомобилей. Причем совершенно неважно, о каких машинах идет речь – легковых или грузовых. Прибор применяется везде.

Требуется он для измерения километража авто. Принцип его работы достаточно прост и заключается в фиксации количества оборотов, совершенных колесом.

Важно! Если говорить простым языком, то одометр – прибор, суть которого заключается в преобразовании пройденного автомобилем километража в числовые значения, фиксируемые в бортовом компьютере и отображаемые на панели приборов. 

Изобретателем механизма принято считать инженера Герона Александрийского. Именно он чуть меньше двух тысяч лет назад сконструировал устройство, представляющее собой тележку, снабженную колесами определенного диаметра. В движение механизм приводился посредством применения зубчатой передачи.

В качестве индикатора пробега использовались небольшие камни, которые падали в лоток после каждого оборота колеса. И поскольку было заранее посчитано, что за 400 оборотов тележка преодолевает путь в один миллиарий (приблизительно 1600 м), то по количеству камней было ясно, какое расстояние прошла телега.  

Устройство и принцип работы

Одометр – прибор, выполняющий роль счетчика пробега. Одновременно он занимается фиксацией сразу двух важных показателей – текущего пройденного расстояния (суточный пробег, от точки до точки и пр.), а также общего километража. Учет общего километража подразумевает фиксацию всего расстояния, пройденного автомобилем, начиная с тестового заезда на заводе-изготовителе. Для фиксации пробега используются сразу несколько устройств, объединенных в единый прибор:

·        магнитный счетчик, цель которого заключается в подсчете количества полных оборотов, совершаемых колесом машины;

·        контроллер, занимающийся непосредственно фиксацией данных оборотов;

·        индикаторы, расположенные в салоне автомобиля и наглядно демонстрирующие зафиксированные показатели.

Важно! Расстояние, пройденное автомобилем за 24 часа, каждый раз при наступлении нового дня в автоматическом режиме сбрасывается. В современных машинах можно посредством одометра и специального встроенного программного обеспечения измерять пройденный километраж за любое время. Общий же пробег без вмешательства в «мозги» автомобиля удалить невозможно.

Принцип действия одометра прост, поскольку базируется на единственном факте – вне зависимости от того, с какой скоростью перемещается транспортное средство, за каждый километр пути колесо будет совершать одинаковое количество оборотов. В связи с этим совершенно несложно подсчитать, какой путь был пройден при определенном числе оборотов колеса. Одометр работает над тем, чтобы переводить обороты в километры и демонстрировать эти расчеты водителю.

Разновидности приборов

Ввиду того, что одометры – приборы, устанавливаемые в автомобили на протяжении многих лет, всевозможных их технических вариаций довольно много. На сегодняшний день разновидностей три, одометры могут быть:

·        механическими;

·        электронными;

·        цифровыми.

По назначению и принципу действия все разновидности идентичны. Отличаются друг от друга они по удобству эксплуатации и точности. Стоит на каждой из разновидностей одометра остановиться подробнее.

Механический одометр

Одометры именно механического типа впервые были применены в машиностроении. На сегодняшний день осталось крайне мало автомобилестроительных компаний, которые продолжают встраивать в автомобили подобные механизмы. Все еще присутствуют они только в самых бюджетных автомобилях, производимых в так называемых «странах третьего мира».

Погрешность таких механизмов может быть в пределах 5–10%, причем как в меньшую, так и в большую сторону. Исполнен механизм в виде шести колесиков, на каждом их которых располагаются числа от нуля до девяти.

Цифровой (электронный) одометр

Электронные устройства более точные и удобные для использования. Погрешность в них сводится к минимуму благодаря тому, что в конструкции практически отсутствуют какие-либо механические детали.

За фиксацию количества оборотов отвечают электронные датчики, именно они передают информацию в бортовой компьютер автомобиля, в котором она и обрабатывается. Точность демонстрируемых автомобилисту данных составляет 98–99%.

С электронными устройствами взаимодействовать намного легче, поскольку можно по желанию переключать показатели. Плюс к этому, считывать информацию с таких механизмов намного проще – минимальное демонстрируемое значение не один километр (как у механических одометров), а 100 метров, что весьма удобно. Можно более точно измерять не только пройденное расстояние, но и вычислять количество расходуемого топлива.

Комбинированный

Комбинированные (электро-механические) одометры – приборы, являющие гибридными. Такие механизмы имеют расширенный функционал и довольно низкую погрешность.

Данные о количестве оборотов компьютер автомобиля получает с привода. Далее информация обрабатывает датчиками, после чего подвергается корректировке. Точностью измерений находится в пределах 3–4%. Подобное конструктивное решение применяется в машиностроении довольно редко, поскольку механическая часть устройства довольно быстро изнашивается.

Погрешность показаний

Как известно, что одометр – прибор не идеально точный. Подобно спидометру, он также способен иметь некоторые погрешности. Есть даже целые стандарты погрешностей, регламентирующие допустимые отклонения фиксируемых значений пройденных расстояний от реальных. Например, для механических одометров приемлемым считается отклонение в районе 5%.

Важно! На погрешность измерений напрямую влияют условия, в которых эксплуатируется транспортное средство. Чем жестче условия использования, тем выше потенциальные погрешности.

Нужно помнить, что одометр – это прибор, считывающий количество оборотов колес. Значит, чем выше износ узлов и механизмов автомобиля, тем выше погрешность. Также существенное влияние на устройство оказывает пробуксовка, когда колеса проворачиваются, а сама машина фактически никуда не едет. Выше всего погрешность на бездорожье, когда машина буквально каждые несколько метров сильно пробуксовывает.

Корректировка одометра

К корректировкам показаний одометра чаще всего прибегают таксисты, желая дороже продать машину, находящуюся в откровенно плохом состоянии. Нередко за подобным нечестным занятием замечают и перекупщиков.

Корректировка данных счетчиков пробега может производиться собственными руками. Для этого покупаются или изготавливаются специальные устройства. Если же счетчик электронный, то для изменения данных внутри него применяются всевозможные программные обеспечения.

Важно! Если человек опытный, то выявить вмешательство в пробег автомобиля несложно. Достаточно лишь провести тщательную диагностику крепления привода. Если место его крепления чистое (гайка не покрыта грязью), значит, пробегу можно верить. Если нет, то от покупки такой машины лучше отказаться, даже если на первый взгляд она выглядит «свежей».

Чем одометр отличается от спидометра?

Спидометр и одометр – приборы, которые мало знакомые с технической стороной автомобиля люди путают достаточно часто. В замешательство многих вводит то, что практически всегда счетчик пробега встроен в спидометр.

Именно поэтому, кажется, что это один прибор, а показания как-то взаимосвязаны друг с другом. Однако же это совершенно не так. Если давать краткие определения двум прибором, то выглядеть они будут следующим образом:

Одометр – прибор, демонстрирующий пройденный автомобилем путь (в течение определенного времени и за весь срок эксплуатации транспортного средства).

Спидометр – прибор, служащий для демонстрации автомобилисту текущей скорости машины.

Функционал этих приборов никак не взаимосвязан. Тогда возникает вопрос – зачем же в таком случае производители их объединяют? Все просто, подобное расположение показаний более удобно для восприятия.  

Можно ли смотать одометр (механический и цифровой)?

При желании, механические одометры вполне может смотать (уменьшить пройденный авто километраж). При движении автомобиля назад зубчатые передачи также начнут совершать обратное движение. Соответственно, показания пробега начнут уменьшаться. При этом совершенно необязательно ехать назад, достаточно лишь выполнить подключение тросика прибора в гнездо дрели автомобиля.

Если на автомобиле размещен электронный (цифровой) одометр – прибор механическим методом смотать не получится. Дело в том, что в подобных устройствах информация о пройденном машиной пути хранится в блоке управления автомобилем. Считываются реальные данные посредством применения компьютерной диагностики. Поэтому даже если получится на панели изменить значение, несложная проверка через подключение к блоку управления авто сразу выдаст обман.

Важно! Некоторые производители в особо дорогих моделях авто дублируют параметры пробега в электронном ключе. Это делается для того, чтобы было невозможно уменьшить реальный пробег автомобиля и защитить человека от недобросовестных продавцов.

Зачем отматывают показания пробега в автомобиле?

Причин, по которым люди сматывают пробеги, может быть несколько:

·        исправление неполадок внутри прибора (он неверно фиксировал пройденные расстояния);

·        замена всей панели;

·        езда на колесах с нестандартными параметрами (например, на слишком больших).

Однако указанные выше причины – большая редкость. В своем большинстве пробеги скручиваются с целью продажи автомобилей по более высоким ценам, поскольку, чем ниже пробег авто, тем выше его стоимость.

Внимание! Действия, направленные на скручивание пробега, являются проявлением глубокого неуважения к потенциальному покупателю, а в некоторых странах и преследуются по закону.

Одометр прибором является достаточно полезным, современный автомобиль без него представить себе просто невозможно. Благодаря ему автомобилисты могут понять, какое конкретно расстояние они проехали. Это позволяет им более адекватно оценивать техническое состояние машины, а также подсчитывать, через какое время требуется пройти ТО.

Понравилась статья? Расскажите друзьям:
Оцените статью, для нас это очень важно:
Проголосовавших: 2 чел.
Средний рейтинг: 5 из 5.

Оставить комментарий:

Отправить

Полезные сервисы:

Опрос:
Чтобы проголосовать, кликните на нужный вариант ответа.