Принцип работы тахографа

Это удобное и простое электронное оборудование для полного использования CANbus, данных автомобиля и диагностических сигналов.

Популярной электроникой здесь является цифровой тахограф – эффективная электроника современного автомобиля.

Электронное устройство, приспособленное для эксплуатации на современном транспортном средстве, именуется цифровым тахографом.

Современный цифровой тахограф автоматически записывает скорость и расстояние, а также контролирует активность управления.

Прибором поддерживаются два основных функциональных режима:

  1. Контроль движения ТС и активность водителя.
  2. Контроль стоянки ТС и готовности к движению.

Первый режим обычно запускается автоматически по мере начала следования транспортного средства. Второй, кроме автозапуска, поддерживает ручной запуск.

Интерфейсы цифровых тахографов

Все цифровые тахографы оснащаются K-образным соединением на базе 8-контактного разъема D-sub.

Информационные данные передаются через это соединение и описывают текущее состояние прибора, лица, управляющего транспортным средством и бортовой сети автомобиля.

Что такое автомобильный тахограф и кому он нужен - фотография 4Мониторинг эксплуатации транспортного средства выполняется более эффективно при условии оснащения современным цифровым тахографом

Передача данных не прекращается и тогда, когда автомобиль находится в режиме стоянки. Такая возможность прибора позволяет сохранять в памяти устройства сведения по смене статуса управления.

Конструкция цифрового тахографа обычно включает разъем «K-Line», который используется для подключения к выходу D-sub всех цифровых тахографов «VDO», «Stoneridge», «Actia» и других для считывания текущих данных.

Параметры, поддерживаемые K-line, следующие:

  • статус лиц, управляющих ТС,
  • идентификатор лиц, управляющих ТС,
  • мониторинг времени работы,
  • наличие карты,
  • дата и время,
  • скорость движения,
  • одометр,
  • VIN,
  • регистрационный номер автомобиля.

Цифровой тахограф – как работает выгрузка

Цифровой тахограф хранит служебные данные и паспорта водителей внутри встроенной памяти. Работа внутренней памяти предусматривает сохранение данных за период, равный 365 дням (1 год).

Данные, хранящиеся в паспорте водителя, требуется выгружать с периодичностью в 21 день. Сведения, содержащиеся на чипах внутренней памяти, необходимо выгружать каждые 3 месяца.

Собранные данные сохраняются в файлах с расширением «DDD». Эти файлы можно легко читать соответствующим программным обеспечением.

Выгрузка данных допустима с помощью флеш-карты или ноутбука непосредственно в автомобиле. Кроме того, поддерживается функция удаленного считывания информации через интерфейс CANbus с помощью программы «Remote Tacho Download» (RTD).

Основная информация и определение - фотография 5Структурная схема технологии: 1 — цифровой тахограф; 2 — Интерфейс сервисной шины CAN; 3 — интерфейс шины CAN автомобиля; 4 — модем; 5 — сервер; 6 — провайдер; 7 — кард-ридер офисный

При помощи интерфейса CANbus можно удобно выполнять требуемые загрузки посредством «Remote Tacho Download» без фактического посещения транспортного средства. Такая реализация предусматривает использование специальной карточки под кард-ридер.

Считыватель карт (карт-ридер) подключается к цифровому тахографу через модем поставщика телематических услуг и, как правило, работает с протоколами типа «Flex» или «SOLID-K».

Посредством такого обеспечения (при условии идентификации) можно читать данные автомобиля из внутренней памяти. Все прочитанные сведения при необходимости сохраняются в файл «DDD».

Тахометр остаточного времени

Функция тахометра остаточного времени поддерживается, к примеру, цифровыми тахографами «Siemens VDO» и «Continental VDO», благодаря опции «VDO Counter».

Опция «VDO Counter» позволяет более эффективно планировать время вождения и отдыха. Достаточно одного взгляда на дисплей цифрового тахографа, чтобы узнать остаточное время вождения и продолжительность следующего периода отдыха.

Доступны различные вариации, например, максимальное время управления транспортом для лица, управляющего ТС, после каждого периода отдыха или остаточное время вождения на день/на неделю.

Остаточное время вождения можно рассчитывать вручную, контролируя выходящие из тахографа данные в реальном времени. Но исследования показали, что даже самые точные процедуры расчёта этого времени дают разницу в несколько минут от идеального сценария.

Когда же устройство мониторинга отключено (выключено питание) или вручную добавляются записи через вход посредством карточки, между расчетными значениями и реальными значениями, отображаемыми на экране цифрового тахографа, могут появляться значительные различия.

Другое дело — системный тахометр. Здесь ошибки исключаются, потому что данные поступают непосредственно из памяти цифрового тахографа.

Тахометр подключается к сети и немедленно извлекает информацию из прибора, не требуя исполнения каких-либо расчётов и дополнительных операций.

Подключение аппарата к бортовой сети авто

Чтобы подключить аппарат к бортовой сети, необходимо соответствующие контакты разъёмов задней панели цифрового тахографа соединить с автомобильными интерфейсами.

Обычно каждую модель аппарата дополняет инструкция по эксплуатации, где есть принципиальная схема подключения. Например, схема подключения модели «VDO Continental» выглядит, примерно так:

Принцип работы и устройство тахографа - фото 6Схема подключения аппарата «VDO Continental»: 1, 2 — клеммы аккумуляторной батареи; 3, 4 — предохранители; 5 — интерфейс CAN — RS232; 6 — разъём передней панели; A, B, C, D — сервисные разъёмы задней панели аппарата

При подключении аппарата особое внимание следует уделить подключению общего провода интерфейса питания. Задача заключается в том, чтобы обеспечить контакт общего провода без эффекта разности потенциалов.

Длина питающих проводников имеет значение. Поэтому, если цепь питания имеет значительную длину, желательно применить проводники большего диаметра.

Если конструкция транспорта предусматривает наличие выключателя «массы», не рекомендуется подсоединять общий провод аппарата именно к этому элементу автомобильной схемы. Лучшим вариантом является подключение непосредственно к минусовой клемме АКБ.

Принцип работы и устройство тахографа

Внешний вид устройства напоминает обычную магнитолу в виде компактного блока, монтируемого в транспортное средство. Существует иная разновидность тахографов, и представляет собой круглый прибор, наподобие автомобильного спидометра, но с более широким перечнем функциональных возможностей.

Устройство прибора для лиц с техническим складом ума, не представляет особой сложности.

  1. Цифровой экран с элементами управления – позволяет пользователю взаимодействовать с устройством.
  2. Портативный встроенный принтер – используется для печати сохранённой информации на бумажный носитель.
  3. Механизм чтения тахографических карт – применяется для распознания личности водителя.
  4. Модуль GPRS – применяется для передачи сохранённой информации для последующего хранения.
  5. Датчик, фиксирующий перемещение транспортного средства.
  6. Блок СКЗИ – криптографический модуль со встроенным приёмником позиционирования.

Настройка оборудования - фотография 11

Электропитание устройства осуществляется из энергосистемы автомобиля и подключается через современную цифровую шину или более простые системы.

Запрещено какое-либо вмешательство в работу устройства, поскольку любой факт будет зафиксирован соответствующими датчиками и модулями.

Разновидности тахографов

На сегодняшний день применяются 2 основных разновидности тахографов:

  • цифровой,
  • аналоговый.

На практике больше отдают предпочтение второму виду. Фиксация информации осуществляется благодаря криптографическому модулю, имеющему повышенную способность хранения данных, а также систему глобального позиционирования.

Этапы монтажа:

  • активация устройства;
  • монтаж;
  • настройка (калибровка);
  • проведение теста;
  • эксплуатация.

Важно отметить, что установка оборудования проводится в строгом соответствии с установленными ГОСТами, а самостоятельный монтаж — недопустим.

Определение и назначение СКЗИ

Этапы проведения калибровки - фото 12

СКЗИ имеет вид небольшого блока, с интерфейсным разъёмом для подключения антенны, позволяющей принимать и отправлять сигналы глобального позиционирования.

Производством выдачи лицензий, контролем работы за такими модулями занимается Федеральная служба безопасности РФ.

Основное предназначение СКЗИ – предотвращение вмешательства в фиксируемые данные, а также исключение вероятности корректировки записанной информации.

На какие транспортные средства устанавливается тахограф

Обязанность по установке тахографа возникает в том случае, если транспортное средство эксплуатируется с целью получения прибыли – коммерческой деятельности.

Автотранспорт, подлежащий тахорафическому контролю можно разделить по категориям:

  1. Автобусы, с посадочными местами более 8.
  2. Грузовики, грузоподъёмностью 3,5 — 15 т.

Владельцы автомобилей, осуществляющих транспортировку собственных грузов, не подпадают под вышеуказанное требование, однако те, кто периодически извлекает из поездок коммерческую выгоду, обязуются оборудовать транспорт тахографом с функцией АУТ.

Включение режима необходимо в случае, если транспорт не зарегистрирован в качестве коммерческого.

 

Карта идентификации и её назначение

Считывание информации, идентификация пользователя, а также контроль за корректностью сохранённых сведений осуществляется с помощью чиповой карты доступа.

Карта оснащена специальным криптографическим микропроцессором, что делает практически невозможной её подделку.

Виды чиповых карт
мастера Применяется при проведении корректировочных работ устройства, его настройки и монтаже
организации Позволяет собственнику транспортного средства получить более обширные сведения, сохранённые в памяти устройства
контроллера Используется уполномоченными сотрудниками органов государственной власти, к компетенции которых относится проведение мероприятий, направленных на контроль и снятие зафиксированных показаний тахографа
водителя Необходима для идентификации лица, которое будет управлять транспортным средством до места назначения в соответствии с утверждённым маршрутом

Карта имеет высокую степень защиты. Законом запрещается использовать карту водителя лицом, которому она не принадлежит и за которым она не закреплена. В противном случае к нарушителю будут применены административные санкции.

Перед началом пути карта устанавливается в соответствующий слот-приёмник устройства, после чего допускается выполнение коммерческого маршрута.

Владельцу транспортного средства или водителю необходимо ежедневно распечатывать сохранённые на память устройства сведения, по результатам пройденного пути или окончания рабочего дня. Исключением являются случаи физического уничтожения или утраты карты идентификации.

Водителю разрешается управлять транспортным средством не более 2 недель без карты доступа. Указанного периода достаточно для изготовления новой карты.

Карта предприятия позволяет работодателю получать детализированную информацию и проводить ряд корректировок. Уровень доступа и функциональные возможности позволяют распечатывать итоговые данные, сохранённые на устройство, а также блокировать сведения во избежание несанкционированного доступа посторонних лиц.

Штрафы - изображение 15

В отличие от идентификационной карты водителя, карта предприятия не персонифицирована, и не закрепляется за конкретным уполномоченным лицом организации. Также нет ограничений по количеству средств доступа к информации тахографа.

Правила эксплуатации тахографа

Перед началом движения, лицо управляющее ТС, должно вставить личную карту в соответствующий приёмник. Таким образом осуществляется контроль над всеми действиями лица, управляющим транспортным средством на протяжении маршрута.

Срок действия карты водителя составляет 3 года, по истечении указанного периода её необходимо переоформить заново.

Каждое лицо, управляющее транспортным средством, оснащённым тахографом, обязано пройти инструктаж по трудовой дисциплине, режиму работы и знанию инструкции по эксплуатации.

Алгоритм действий водителя несложен:

  1. В начале смены необходимо вставить личную карту в слот приёмника чипом вверх.
  2. После считывания информации на дисплее отобразятся сведения о водителе.
  3. При отказе устройства принимать карту следует незамедлительно сообщить о неполадке непосредственному руководителю и передать карту на диагностику и ремонт, в случае возникновения такой необходимости в специализированном сервисном центре обслуживания.
  4. После начала движения тахограф начинает фиксировать считанную информацию, касающуюся скорости, времени в пути, местоположения и прочие данные, касающиеся режима вождения. «
  5. После остановки и выключения зажигания тахограф автоматически переходит в режим ожидания.
  6. В конце смены водитель обязан изъять свою карту путём нажатия соответствующей клавиши на устройстве, после чего устройство зафиксирует окончание работы.

Запрещено движение на транспортном средстве без активной личной карты, а также недопустимо использование чужой.

Как пользоваться тахографом: пошаговая инструкция - фотография 16

Как производить печать?

Иногда требуется вывести нужную информацию с устройства. Как пользоваться тахографом в данном случае? При работе устройства используется термобумага. Чтобы вывести данные, выполняется вход в головное меню устройства. Далее выбирают нужное действие (Печать).

Типы термобумаги - фото 21

Данный режим находится в начале главного меню. Отметим, что печать можно вывести по карте водителя либо по самому автомобилю. В чем разница? Она заключается в объеме содержащей информации. Так, если выбрать печать данных по автомобилю, будут показаны все действия, связанные с грузовиком на протяжении определенного периода времени. Если вы выбираете печать по карте, на бумаге будет отображена только информация по действиям конкретного водителя. Основные запрашиваемые параметры:

  • Техническая информация о ТС.
  • Соблюдение режимов труда и отдыха.
  • График скорости транспортного средства.
  • Вождение без вставленной карты.
  • Тахограмма.
  • Превышение времени вождения.

Устройство хранит информацию на протяжении 28 дней.

Типы термобумаги

Существует несколько ее разновидностей:

  • Российского типа. Не имеет общих требований и устанавливается заводом-производителем.
  • Европейского типа. Отличается общей стандартизацией и имеет определённые требования (стойкость к влажности, высвечиванию и температуре).

Обязательным условием для обеспечения правильной работы контролирующего устройства является наличие термобумаги в самом тахографе и двух запасных рулонов в кабине грузовика. Водитель должен уметь правильно распечатывать данные и управлять работой тахографа. Проверка данных осуществляется транспортными службами, которые могут выписать штраф за несоблюдение режимов.

Понравилась статья? Расскажите друзьям:
Оцените статью, для нас это очень важно:
Проголосовавших: 1 чел.
Средний рейтинг: 5 из 5.

Оставить комментарий:

Отправить

Полезные сервисы:

Опрос:
Чтобы проголосовать, кликните на нужный вариант ответа.