Принцип работы турбины на бензиновом двигателе

Принцип работы турбины на бензиновом двигателе

Количество выпускаемых автомобилей с турбированными двигателями постоянно растет, поскольку подобные авто пользуются спросом на рынке. Однако далеко не все автовладельцы знают, как работает турбина на бензиновом двигателе, хотя и проявляют интерес к этой тематике. Дело тут вовсе не в лени, а в чрезмерно сложной подаче материала, делающей его недоступным для понимания большинства автомобилистов.

Турбина позволяет увеличить мощность небольшого по объему мотора без вреда для него и без увеличения расхода горючего. 

Устройство турбонаддува

Принцип работы турбины на бензиновом двигателе - фото 2

Турбина двигателя, работающего на бензине, состоит из таких элементов:

  1. Корпус подшипников, размещающий в себе ротор с валом и кольцами с лопастями. Вращаясь, они перенаправляют воздух в цилиндры.
  2. Каналы, проходящие через весь корпус. Их функция заключается в доставке масла к вращающимся и трущимся друг о друга элементам, что способствует увеличению срока их службы.
  3. Подшипник скольжения, гарантирующий плавную работу ротора, смазываемого и охлаждаемого маслом.
  4. Корпус, по форме чем-то напоминающий улитку, защищающий составные элементы механизма от механических повреждений.

Устройство турбонаддува - изображение 3

Турбонаддув: принцип работы - фотография 4

Эксплуатация турбины

Устройство турбокомпрессора делает его зависимым от качества масла, поэтому пытаться сэкономить на нем не стоит. Несвоевременная смена масла может стать причиной нарушений в работе механизма. Смешивать разные масла нельзя.

После продолжительной поездки не рекомендуется сразу глушить двигатель. Резкое выключение может сказать на снижении прочности элементов конструкции, вызванном перепадом температуры.

Эксплуатация турбины - фото 5

Турбированный мотор: достоинства и недостатки

Преимущества:

  • увеличение мощности до 30% и уменьшении расхода топлива (турбомотор будет потреблять меньше горючего, нежели ДВС аналогичной мощности, но без турбины);
  • уменьшение загрязнения окружающей среды;
  • лучшее соотношение веса агрегата к развиваемой мощности;
  • тихая работа механизма;
  • возможность оптимизировать другие параметры двигателя.

Минусы:

  • требовательность к качеству масла и бензина, что в конечном итоге повышает расходы на эксплуатацию авто;
  • сложный ремонт, требующий применения специального оборудования, выполнить который своими силами маловероятно. 

Принцип работы турбины: видео

Турбированный мотор: достоинства и недостатки - фотография 6

7 главных минусов и 2 плюса турбомоторов - фотография 18

Где используется

Сдерживающим фактором применения турбины на бензиновых моторах является высокая степень детонации.

Она связана с увеличением частоты вращения ДВС и огромной температурой выхлопных газов (до тысячи градусов).

Ввиду этого часто используется турбина на дизельном двигателе. Здесь меньший риск детонации, а температура газов не превышает 600 градусов.

Особенно часто компрессоры встречаются на коммерческом транспорте.

Недостатки

1. Низкая надежность - фотография 19

Для работы с турбиной двигателю нужна более крепкая поршневая система и блок. Это влечет за собой дополнительные расходы.

Среди недостатков можно отметить так называемую турбояму (когда мотор не может набрать обороты за нужное время). Причиной данного явления является инерционность компрессора.

Конструкция

  • Центральный корпус;
  • Центробежный компрессор;
  • Улитка.

В конструкцию последней входит турбинное и компрессорное колеса, вал ротора, подшипники скольжения и уплотнительные кольца.

Все это заключено в крепкий металлический термостойкий корпус. 

Вспомогательные элементы

Работа турбины невозможна без использования воздушного фильтра, соединительных и масляных шлангов, дроссельной заслонки и интеркулера для охлаждения кислорода, нагнетающегося в камеру под давлением. Чем холоднее воздух в интеркулере, тем лучше сгорает смесь в цилиндрах.

Как работает

Во время работы ДВС вырабатываются выхлопные газы. Они поступают в корпус (горячую часть улитки), где двигаются по лопаткам турбинного колеса. Последнее раскручивается до невероятных скоростей – 100 и более тысяч оборотов в минуту.

Поскольку турбинное колесо жестко соединено с валом, крутящий момент передается на вторую холодную часть турбины.

Та, в свою очередь, начинает захватывать кислород из атмосферы. Он проникает внутрь после того, как пройдет через фильтр.

Далее воздух под давлением попадает во впускной коллектор, где смешивается с топливом и проникает в камеру сгорания.

В качестве материалов для корпуса турбины используются жаропрочные марки стали и железоникелевый сплав.

3. Необходимость более частого и высококвалифицированного обслуживания - фотография 21

Чем больше диаметр компрессора, тем больше воздуха засасывается во впускной коллектор.

Но нельзя постоянно увеличивать размеры компрессора. Это может привести к турбозадержке. 

Система смазки

Масло подается между подшипником и корпусом компрессора через множество каналов под давлением.

Эта система также охлаждает нагретые детали компрессора.

На некоторых двигателях турбина сопряжена с общей системой охлаждения. Но такая конструкция значительно сложнее и дороже в производстве.

4. Дорогой ремонт - фотография 22

Типы турбин

  • Раздельный. Он имеет два сопла для каждой пары цилиндров и два входа для отработавших газов. Первое сопло предназначено для быстрого реагирования, второе служит для максимальной производительности. В конструкции есть разделенные выпускные каналы. Сделано это для предотвращения перекрытия каналов при выпуске выхлопных газов.
  • Компрессор с переменным соплом. Также он известен, как турбина с изменяемой геометрией. Применяется на моторах с маркировкой TDI от «Фольксваген». Здесь в конструкции имеется 9 подвижных лопастей. Они могут регулировать поток выхлопных газов, что идут к турбине. Угол наклона лопастей – регулируемый, что позволяет согласовать давление нагнетаемого воздуха и скорость движения газов с оборотами ДВС.

Для большей производительности на автомобиль может быть установлено два компрессора.

Такие системы получили маркировку «Твин-турбо».

5. Обязательно применять хорошее топливо и смазки - фото 23

Устанавливаются данные механизмы последовательно. Первая турбина работает на низких оборотах, а вторая на высоких.

На V-образных моторах нагнетатели устанавливаются параллельно (на каждый ряд по одной турбине). Установка двух небольших компрессоров значительно эффективнее, чем применение одного, но большого.

6. Необходимость дополнительного охлаждения - фото 24

7. Проблемы с ликвидностью - изображение 25

1. Отличная характеристика крутящего момента - фотография 26

Где используется - фото 30

Источники:

Понравилась статья? Расскажите друзьям:
Оцените статью, для нас это очень важно:
Проголосовавших: 1 чел.
Средний рейтинг: 5 из 5.

Оставить комментарий:

Отправить

Полезные сервисы:

Опрос:
Чтобы проголосовать, кликните на нужный вариант ответа.