Ретардер

Retarder с английского переводится как "замедлитель" еще его называют тормозом-замедлителем. И действительно, главным предназначением ретардера является замедление транспортного средства без применения основной тормозной системы.

Гидравлический интардер ZF фото Гидравлический интардер ZF фото

Что такое ретардер (интардер)

Ретардер - это тормоз замедлитель грузовых (и не только) автомобилей, который путем воздействия электромагнитных или гидравлических сил позволяет остановить транспортное средство без применения фрикционных тормозов. Так как многие тепловозы весили порядка 40 тонн, их торможение стало основной проблемой для машинистов. Фрикционная тормозная система не могла в полной мере справиться с такой массой быстро перегревалась и выходило из строя. Решением данной проблемы стало изобретение системы под названием ретардер.

Всё чаще на грузовиках применяют ретардер при спуске с горы и при длинных уклонах, где нецелесообразно использовать основную тормозную систему (она не рассчитана на длительное торможение и её основные элементы - диски, накладки, колодки быстро перегреваются и перестают эффективно выполнять свою работу - торможение).

Интардер Интардер

Также всё чаще индукционный тормоз ставят на городской транспорт - автобусы, на автомобили коммунального назначения. В большинстве случаев это связано с некоторыми преимуществами использования ретардера - он позволяет притормаживать более плавно (при этом не теряется эффективность торможения), также одним из значительных преимуществ является экономия - при использование тормоза-замедлителя существенно увеличивается (5-10 раз) срок службы тормозной системы автомобиля (в частности из-за снижения нагрузки на тормозную систему), что с учетом дороговизны технического обслуживания грузовиков и автобусов, является большим плюсом. Ниже мы рассмотрим из чего состоит ретардер и как он работает.

Устройство ретардера (интардера). Конструкция.

Гидравлический ретардер Гидравлический ретардер

Гидравлические ретардеры в большинстве случаев интегрируются в коробку передач (ZF, Voith). Часто это обусловлено необходимостью подвода рабочей жидкости (которая обычно является антифризом из двигателя). Гидравлические интардеры состоят из шестеренки (которая входит в зацепление с шестеренкой выходного вала коробки передач), статора, ротора, насоса, электронного блока, теплообменника. Статор и ротор находятся на одной оси с шестеренкой, которая имеет зацепление с шестерней КП.

Принцип работы Принцип работы

При нажатии водителем на педаль тормоза (или при активации кнопки интардера) насос начинает подавать жидкость в рабочую область, где она попадая на крыльчатку ротора начинает замедлять его вращение и тем самым, создавая тормозной момент, который через шестерню, карданный вал и мост передается на колёса. Ниже вы найдете видео, наглядно описывающие работу гидравлического ретардера.

Электромагнитный ретардер.

Электромагнитный ретардер в разрезе. Электромагнитные тормозы-замедлители используются в качестве дополнительной тормозной системы автомобиля и зачастую не обладают сложной конструкцией. Устройство этой системы представляет собой электрический и механический узел интегрированную в общую конструкцию транспортного средства. Индукционные замедлители состоят из нескольких модулей. Основной рабочий модуль, то есть узел обеспечивающий замедление автомобиля состоит из роторов и статора.

Ретардер в разрезе Ретардер в разрезе

Роторы представляют собой два диска с небольшими лопастями для отвода тепла. К дискам с двух сторон крепятся два фланца (таких же размеров как на карданных валах), которые передают крутящий момент от коробки к ведущему мосту. Статор состоит из набора катушек расположенных вокруг вала. Управление им осуществляется при помощи нескольких модулей: реле давления, модуль управления замедлителем, ограничитель малой скорости и рукоятка переключения (либо модуль встраиваемый в педальный блок).

Схема и чертеж ретардера. Основные элементы, детали

Чертеж Чертеж

Из чего состоит ретардер: С - воздушный зазор регулировочных прокладок, E - воздушный зазор, 1 - передний ротор (с крыльчаткой для более эффективного охлаждения при работе), 2 - задний ротор (задней оси), 3 - передний корпус, 4 - задний корпус, 5 - вал, 6 - подшипник, 7 - уплотнительная манжета, 8 - соединительный фланец, 9 - обмотка, 10 - полюс, 11 - концентратор, 12 - стопорные кольца. Схема подключения катушек.

Схема подключения Схема подключения

Куда ставят ретардер. Места установки.

Мест установки retarder'a обычно бывает 4. Крупные компании производители коробок переменных передач (например, ZF и Voith) устанавливают интардер сразу после коробки (Позиция 1 на рисунке). Это место обусловлено возможностью местной интеграции замедлителя в коробку передач. Но подобная схема требует усиление крепления КПП, так как общий вес установки увеличивается.

Места установки на автомобиле Места установки на автомобиле

Самое распространенное место установки - между карданными валами - здесь нет необходимости согласования крепления с КПП или с ведущим мостом, но появляется необходимость установки более короткого карданного вала (позиция 2 на рисунке). Позиция 3 и 4 на рисунке - установка на ведущем мосту. Позиция 4 чаще всего применяется на среднем (проходном) ведущем мосту. Среди минусов данного вида установки - увеличение не подрессоренной массы. При применении на полноприводном автомобиле, устанавливается перед раздаточной коробкой. Также есть варианты установки тормоза-замедлителя впереди двигателя, но он уже называется по другому - акватардер.

Принцип работы ретардера

Принцип работы ретардера Принцип работы ретардера

Элементов управления retarder'ом обычно бывает два: это либо ручное управление, устанавливающаяся в подрулевую колонку (как ручка управления коробкой передач на большинстве старых американских автомобилях), либо при помощи педали тормоза. Ручное управление имеет 6 режимов: сила торможения (4 режима), положение для постоянного торможения и нейтральная позиция. Активация индукционного тормоза (и регулировка тормозных усилий) происходит в зависимости от положении педали тормоза - чем сильнее усилие на педаль, тем сильнее сила торможения.

После нажатия на педаль тормоза (или перемещения подрулевого переключателя), в зависимости от положения педали передается определенное напряжение от аккумуляторных батарей к катушкам, расположенным в статической части retarder'a. В катушках создаются вихревые токи, которые способствуют образованию сил действующих противоположно вращению роторов и как следствие, приводящих к торможению и остановке транспортного средства. Ретардер состоит из статора и двух роторов, (два диска с крыльчаткой, соединенные с вращающими их карданными валами.) Они установлены практически вплотную друг к другу (между ними существует небольшой зазор для того чтобы избежать вредного контакта).

Статор выступает в роли индуктора и состоит из последовательно соединенных двух электромагнитов. При помощи данных электромагнитов (когда на них подается ток) создается электромагнитное поле, необходимое для создания вихревых замкнутых электрических токов (токи Фуко). Роторы служат теми самыми элементами, при помощи которых возникает торможение - они разработаны из токопроводящих материалов, таким образом они играют роль якоря. Вихревые токи возникают только при вращении роторов с помощью карданного вала в магнитном поле, созданном статором.

3d модель ретардера 3d модель ретардера

Появление вихревых токов в материале ротора приводит к образованию лапласовых сил, действующих в противоположном вращению ротора направлении. Это и создает тормозной момент на карданном валу и таким образом замедляет транспортное средство без фрикционных сил (сил трения).

Преимущества и недостатки использования электромагнитного retarder'a (плюсы и минусы)

Среди преимуществ использования электромагнитного тормоз-замедлитель можно отметить - повышение комфорта из-за плавности замедления, экономичность при эксплуатации (из-за меньшего износа тормозных накладок), повышение уровня безопасности, повышение экологичности ТС, высокая скорость реагирования, как следствие сокращение тормозного пути. Также у электромагнитного тормоза замедлителя есть ряд недостатков, главный который из них - большой вес - на вопрос сколько весит ретардер можно смело ответить от 100 до 400 килограмм.

Здесь всё зависит от мощности двигателя и полной массы автомобиля, на котором планируется применение данного девайса - чем выше эти показатели, тем больше вес тормоза-замедлителя. Также среди минусов применения можно отметить необходимость термической защиты автомобиля (при торможение ретардер сильно перегревается), нагрузка на электрооборудование (электромагнитный тормоз потребляет много тока).

Хоть индукционный тормоз был изобретен более полувека назад, он до сих пор имеет спрос на рынке грузовой техники. Мы также можем ретардер увидеть в различных компьютерных играх в таких симуляторах, как Euro truck simulator, где он также отлично справляется с торможением в виртуальной реальности.

Опрос: Разобрались ли что такое ретардер? (Кол-во голосов: 247)
Да, конечно, я знал
Вот сейчас прочитал статью и узнал
Не до конца понял все же
Вообще ничего не понял
Чтобы проголосовать, кликните на нужный вариант ответа. Результаты

Видео о ретардере

Понравилась статья? Расскажите друзьям:
Оцените статью, для нас это очень важно:
Проголосовавших: 29 чел.
Средний рейтинг: 4.6 из 5.

Оставить комментарий:

Комментарий #6
Хорошая штука для движения по горной местности, но стоит ретардер нереально дорого.
Комментарий #7
ретардер очень популярен за рубежом (имею ввиду электромагнитный) особенно на автобусах. У нас практически не встречал, разве что интардеры от ZF, совмещенные с их коробками.
Комментарий #8
для Сочи и Крыма ретардер самое то.
Комментарий #9
Но никто нигде не говорит о главном минусе при использовании ретардера - износ резины ведущей оси. Ведь если при торможении обычным способом на фуре тормозят все 10 колес 12 скатов, то при торможении ретардером вся тормозная нагрузка ложится на 4 приводных ската.
Комментарий #10
Сложно назвать это минусом, потому что износ шин неизбежен, вне зависимости от того установлен ретардер или нет. Если у вас сильно изнашиваются шины на задней тележке, значит это компенсируется меньшим износом шин передней оси. На задней тележке шины меняете чаще, чем обычно, на передней оси реже, чем обычно.
Комментарий #11
насчет крыма и сочи - на извилистых спусках ретардером тормозить нельзя - только двигателем
Комментарий #12
Дима ты чет пьешь что то много
Комментарий #13
By dealing together, the two of you can address problems of braking and descent from a mountain.
Комментарий #14
C приходом электротраков ретардер будет эффективнее или потеряет актуальность.
Комментарий #15
Изготовлениесветодиодных табло валют, бегущих строк, табло для АЗС
Комментарий #16
Как человек, плотно связанный с ремонтом гидродинамических ретардеров осмелюсь заметить, что в России эксплуатируется гигантское количество техники с ретардерами (автобусы и грузовики). Вся беда в том, что при неисправностях ремонтировать не хотят...или боятся дорогого ремонта. Просто отключают варварски. Хотя ремонт может стоить примерно 5-10 тыс.руб
Комментарий #30
marat, подскажите где вы находитесь. у меня рено магнум с тельмой. слабое торможение. хотелось бы отремонтировать.8-999-509-83-42
Комментарий #17
Ребята подскажите кто может,отвалились провода со стороны заднего моста все 4 .Как определить какой куда?Заранее благодарен!
Комментарий #18
Ретардер какой? Если электромагнитный, то там чередуется "+" и "-"
Комментарий #19
экономическая эффективность ретардера очень сомнительна, но думаю будет зависеть от местности использования. В горной местности Европы все используют ретардер - видимо к экономике еще добавляется безопасность.
Комментарий #20
Good item. Retarder is better than pneumatic brakes :)
Комментарий #21
добрый день! кто подскажет кто может отремонтировать voith ретардер на атобусе ( Москва)
Комментарий #22
Авто в Крыму с ретардером было бы отличным решением, а то штатные тормоза быстро перегреваются.
Комментарий #23
=Trade Mark=
Комментарий #24
Здравствуйте. Сломалась мкпп FZ на дай 105. 410. Коробка без ретардера. Предлагают контактную мкпп с ретардером. Можно ли просто демонтировать ретардер и установить коробку как обычную?
Комментарий #25
Изготовлениесветодиодных табло валют, бегущих строк, табло для АЗС
Комментарий #27
Thurmanciz, Это типа реклама?
Комментарий #29
в якутии с ретардером на нефазе замучались с карданом летят крестовины замена каждые 5-10 тыс км что посоветуете
Комментарий #31
Можно ли установить ретардер на сканию р380 со средним и задним мостами, какой и где? Спасибо.
Комментарий #35
Можно пользоваться петардой при гололедице ?
Комментарий #37
СЕРГЕЙ , можно и петардой пользоваться, только затолкай поглубжеrn
Комментарий #36
какую коробку можно поставить на двигатель ман do226mkf 152л.с. вместо кпп s6-36+gv36 с тельмой (не могу найти такую кпп)
Комментарий #39
Ретардер работает с N-передачей в КПП?
Отправить

Полезные сервисы:

Опрос: Насколько Вам помогла информация на нашем сайте? (Кол-во голосов: 120)
Сразу все понял
Не до конца понял
Пришлось перечитывать несколько раз
Вообще не понял
Как я сюда попал?
Чтобы проголосовать, кликните на нужный вариант ответа. Результаты